Связь экономики с другими науками

В настоящее время такая научная категория, как цены, является объектом изучения в маркетинге, а финансы - в финансовом менеджменте. Связано это с тем обстоятельством, что за последние 200лет от экономики обособились различные дочерние науки: макроэкономика, микро экономика, маркетинг, различные виды менеджмента, логистика (движение ресурсов) и др. Каждая из них имеет свой предмет изучения, но объекты имеют свои корни в экономике.

Макроэкономика изучает проблемы производства и распределения ресурсов на уровне общества в целом. Она оперирует понятиями: ВНП, темпы роста ПТ, инфляция, бюджет государства или региона и т.д.

Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов: предприятий, потребителей, инвесторов и т.д. Она объясняет, почему эти субъекты принимают те или иные решения, например, вкладывают деньги в доллары, а не на счёт в сбербанк России и т.д.

Маркетинг занимается исследованием рынка товаров, т.е. отвечает на вопрос: что производить, в каком количестве, кому и где продавать, по какой цене; какие использовать каналы сбыта товара.

Менеджмент изучает взаимоотношения людей в процессе той или иной производственной деятельности: на промышленном предприятии, в банке, в торговой фирме и т.д.

По этой причине различают производственный менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент и т.д.

Логистика -это наука об управлении движением ресурсов.

Условия для развития предпринимательства в России появились в 17-18в. При Петре 1 возникли первые машиностроительные заводы. В середине 19в. в главной отрасли отечественной промышленности уже преобладали машины. В начале 60-х годов 19в. в России уже действовало более 200 механических и литейных заводов, насчитывалось 128 а/о с капиталом в 256 млн. руб. В 1864г. в Петербурге и в 1871г. в Харькове были созданы первые частные акционерные банки. За период с 1863г. было учреждено 357 а/о из них-73 банка и 163 пром. общества.

Предприятие и предпринимательство.

1) Предприятие в структуре хозяйства России.

2) Краткая история развития западного предпринимательства.

1) В структуре народного хозяйства России в настоящее время можно выделить укрупненные основные блоки:

комплексы

       
 
Хозяйство РФ
 
   
Др.


                           
 
Промышл-ть
 
Строит.
     
Агропром.
 
Строит-во
 
Финансов.
 
Соц-ый
 
   


               
 
государственные
 
муниципальные
 
товарищества
     
частные


Самым крупным из комплексов является промышленность. Она, в свою очередь представляет собой совокупность различных комплексов, самым крупным из которых является машиностроение.

Машиностроение зародилось на рубеже 18 –19 вв. в Англии в связи с потребностью в паровых машинах, текстильном оборудовании, оружии и т.д.

В России первые машиностроительные заводы появились при Петре 1: Сестрорецкий оружейный завод; Инжорский сталитейный з-д; ТОЗ (1712г.).

К концу 20в. предприятия в России оказались узкоспециализированными, однопродуктивными. В России единицы многопрофильных предприятий, межотраслевых концернов, которые столь характерны для экономики Запада. Это "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер", "Тойота", "Ниссан", "Вольво", "Голд Стар" (Южная Корея). Их предприятия разбросаны по всему миру, ежегодные объёмы продаж - сотни млн. $ и, главное, самый разнообразный ассортимент выпускаемой продукции, начиная с автомобилей и кончая продуктами питания, игрушками, оборудованием для пищевой промышленности.

Узкая специализация была заложена в СССР в 30-е годы 20вв, когда правительством был взят курс на переход к жёсткой плановой экономике. Это позволило государству сконцентрировать в своих руках все имеющиеся ресурсы и направлять их для решения важнейших задач, что особенно актуально при ограниченных ресурсах. Основанная из задач - создание мощного промышленного потенциала. Централизованное управление экономикой позволило СССР к 40му году выйти на 1ое место в Европе и на 2ое в мире по объёму промышленного производства.

Плановая централизованная экономика во многом помогла выстоять стране в ВОВ, а затем в течение 10 лет восстановить разрушенное народное хозяйство. Но в начале 60х годов появились больше проблемы в производстве продуктов питания и проблемы с планированием и регулированием работы разросшейся структуры народного хозяйства.

Начиная с 63года, проводились различные экономические эксперименты с целью предоставления предприятиям хозяйственной самостоятельности. Но ни одна из этих реформ не позволила снизить темпы падения производительности общественного труда, а с 88г. - и темпы падения роста объёмов производства.

В законе РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предпринимательство характеризуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законодательством РФ, для производства продукции и оказания общественных потребностей и получения прибыли.

Можно определить понятие "предприятия" и следующим образом: "хозяйственная организация, которая несёт ответственность за результаты своей деятельности в прошлом, обладает правом распоряжения своими ресурсами и распределяет их между настоящими и будущими потребностями, т.е. располагает свободой планирования". Самостоятельно предприятие распоряжается и полученной прибылью, которая может быть использована на следующие цели:

1) расширение производства;

2) на выплату % по банковскому кредиту;

3) на возврат ссуды;

4) на проведение маркетинговых исследований и рекламу;

5) на стимулирование труда;

6) на содержание объектов социальной сферы;

7) на страхование либо создание резервного фонда и т.д.

В России могут существовать следующие виды предприятий:

1) государственные, учреждённые государственными органами управления РФ, уполномоченными управлять государственным имуществом.

Имущество государственных предприятий формируется за счёт отчислений из бюджета соответствующего субъекта хозяйствования (например, ТГТУ финансируется из бюджета России и бюджета Тульской области)

Государственное предприятие является юридическим лицом, имеет собственное название с указанием организационно-правовой формы, например, "Государственное предприятие Тульский патронный завод".

2) Муниципальное. Учреждается органами муниципальной власти на уровне города, района, посёлка, села. Например, "Школа искусств" Зареченского района. Имущество такого предприятия формируется за счёт поступлений из соответствующего бюджета, вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов и других законных источников. Муниципальное предприятие является юридическим лицом. Имеет собственное название.

Признаки юридического лица: юридический адрес, расчетный счет в банке, печать является истцом и ответчиком в суде.

3) Индивидуальное (семейное, частное). Принадлежит гражданину на правах собственности или членам его семьи на правах общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Имущество такого предприятия формируется из имущества гражданина или членов его семьи, полученных доходов или других законных источников.

Это предприятие может быть куплено у государства, муниципалитета или другого частного владельца на законном основании. Имеет название и является юридическим лицом.

4) Полное товарищество - представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основе договора между ними. Имущество ПТ формируется за счет вкладов участников, полученных доходов или других законных источников. Принадлежит членам товарищества на основе долевой собственности. Имеется собственное название с указанием имени не менее одного участника (Хохлов и К0), но не является юридическим лицом, а его учредители сохранять самостоятельность и права юридического лица.

5) Смешанное товарищество (товарищество доверия) представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной деятельности на основе долевой собственности. Оно включает действительных членов и членов - вкладчиков.

Первые несут полную солидарную общественность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вторые несут имущественную ответственность только в пределах своих вкладов. Имущество формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и др. законных источников, и принадлежит им на правах общей долевой собственности.

Члены товарищества сохраняют свою самостоятельность и юридические права.

6) Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) или АО закрытого типа, представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности.

Имеют несколько общих черт:

а) закрытый характер, который означает, что это предприятие с фиксированным составом участников (акционеров, и т.е. акции (паи) распределяются в них при эмиссии среди заранее известным ограниченным числом инвесторов.

Например, ТОО "Тюльпан" сформирован тремя учредителями: первый внёс 5 млн. рублей: второй - интеллектуальную собственность в виде патента на изготовление, например, вина, стоимостью 40млн. руб. Третий пайщик внёс здание стоимостью 15 млн. руб. Таким образом общий уставной капитал равен 60млн. руб.

Следовательно, пай каждого из вкладчиков можно определить следующим образом:

Таблица 2

учредители вклад, (млн. руб.) пай, %
     
итого    

В АОЗТ УК формируется похожим образом, но понятия "пай" нет, т.к. на УК производится эмиссия (выпуск) акций, которые распространяются среди инвесторов.

б) И участники ТОО и акционеры АОЗТ могут продать свои акции только с разрешения др. участников или акционеров.

в) В рамках этих предприятий существует жёсткий контроль за персональным составом участников (акции именные).

Отличие состоит в том, что если один из участников ТОО захочет выйти из товарищества со своей долей, то товарищество обязано его отпустить, вернув долю причитающегося ему имущества.

В АОЗТ акционер не вправе требовать по принадлежащим ему акциям своей доли имущества.

г) И те, и другие предприятия являются юридическими лицами. При этом входящие в них юридические лица сохраняют свою самостоятельность.

7) АО открытого типа - это объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Его имущество образуется не только за счёт вкладчиков, учредителей, но и за счёт продажи акций в форме открытой подписки, полученных доходов и других законных источников.

АООТ - юридическое лицо; имеет собственный устав. Обязательным условием для регистрации является размер уставного капитала:

для АОЗТ ТОО - 100 минимальных размеров оплаты труда;

для других форм-1000 минимальных размеров ОТ.

Все указанные предприятия могут вступать в различные добровольные союзы для совместной деятельности. В РФ наибольшее распространение получили:

1. Хозяйственные ассоциации - организовываются несколькими предприятиями для выполнения одной или нескольких финансово-производственных задач.

2. Межотраслевые объединения - объединения предприятий разных отраслей для организации долговременной совместной деятельности. Например, объединение " Электросила " включает три крупных предприятия.

3. Концерн - объединение предприятий, совместно осуществляющих:

- научно-техническую;

- финансовую;

- природоохранную;

- маркетинговую и др.

Отношения между предприятиями концерна весьма тесные и серьезные, шаги партнёры согласовывают друг с другом.

Наиболее целесообразно создание концернов во взаимосвязанных отраслях, осуществляющих всю технологическую цепочку от добычи и переработки сырья до изготовления и сбыта готовой продукции.(предприятия АПК.)

4. Особую категорию предприятий образуют малые предприяти я. Их название связано с малым числом работающих. В РФ к МП относят:

а) численность работающих до 200 человек в промышленности и строительстве;

б) до 100 человек в науке и научном обслуживании;

в) до 50 человек в других отраслях производственной сферы;

г) до 25 человек в непроизводственной сфере;

д) до 15 человек в розничной торговле.

Для примера, на Западе малой считается фирма до 100 человек, средней-100-500 человек, свыше 500-крупной. В мелких фирмах работают 10-15 человек. Форма собственности МП может быть любой, но в РФ - большими ТОО и частные предприятия встречаются чаще всего.

Каждое предприятие в процессе деятельности взаимодействует с рядом внешних агентов (рис.2)

Рис.2. Схема взаимодействия предприятий с субъектами окружающей среды.

Следовательно, все категории, связанные с экономикой предприятий, необходимо рассматривать с позиций взаимоотношений предприятия с указанными субъектами.

3) Краткая история западного предпринимательства.

На Западе по числу доминируют мелкие фирмы. Но большая часть НВП создаётся на крупных ТНК. Чтобы поддержать мелких производителей, государства осуществляют программы по развитию и поддержке малого бизнеса. Они включают льготное налогообложение и финансовую поддержку малого бизнеса.

Тем не менее, каждое третье из вновь созданных предприятий разоряется. И по оценке экспертов США, к середине 90-х годов разорится каждое второе МП из числа тех, которые считаются сейчас успешными

"Порогом" выживаемости в США считается дневной оборот не менее 150 $. Но в разных сферах деятельности этот порог разный. Он зависит от периода оборота капитала. Проще всего работать в торговле, т.к. скорость оборота может быть равна нескольким часам.

Вся история предпринимательства Запада делится на 4 основных периода:

1) 19 в. - "начало предпринимательства" характерно развитие промышленности.

2) до 30 гг. 20-го в. - массовое производство. Характеризуется производством большого количества однотипных товаров и развитием узкоспециализированных отраслей (автомобилестроение, самолётостроение, нефтеперерабатывающая промышленность). Осуществляется внедрение конвейерных линий.

По мере насыщения рынка однотипными товарами к середине 30гг. в США сложилась ситуация, которая классически описывается так: "когда у каждого американца в кастрюле была курица, а в гараже стояла машина. "Поэтому перед предпринимателями начала вставать проблема - кому сбывать товар?

3) с 30- х по 60гг. началась эпоха "массового сбыта'', для которой был характерен переход на дифференцированные товары. Они позволяли каждому, кто хотел и имел возможность, создавать свой собственный имидж "дизайн жилья, марка автомобиля, стиль одежды и т.д.".

4) с 60-х до настоящего времени - эпоха "без закономерностей, "когда основной проблемой предпринимателя становится не столько умение найти покупателя и не столько сэкономить на производстве товаров, сколько умение найти выгодные объекты вложения капитала.

Сложность же ситуации в России заключается в том, что внутренне она живёт в эпоху массового производства, а внешние раздражители заставляют её входить в эпоху "без закономерностей" (принудительная эпоха).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: