Мотивация –
1) сложная, многоуровневая система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы,
ценности и т.д.;
2) система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека;
3) совокупность мотивов какой-либо деятельности.
Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков; то, ради чего осуществляется деятельность (Л.И. Божович).
Учебная мотивация – совокупность мотивов учебной деятельности.
Виды учебных мотивов:
1) внутренние (познавательные):
– интерес к предмету;
– стремление к саморазвитию, самообразованию и т.д.;
2) внешние (социальные):
– ожидание одобрения;
– желание ребенка приблизиться к миру взрослых и т.д.
Структура учебной мотивации (А.К. Маркова):
1) потребность в учении;
2) смысл учения;
3) мотив учения;
4) цель;
5) эмоции;
6) отношения;
7) интерес.
Интерес – эмоциональное переживание познавательной потребности.
Интерес к учению – важнейшая предпосылка успешности учебной деятельности.
Факторы интереса к учению:
– воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, важности;
– возможность проявить в учении умственную самостоятельность, инициативность;
– проблемность учебных заданий, достаточная трудность учебной деятельности;
– разнообразие средств, методов и форм учебной деятельности;
– показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обычном;
– новизна, актуальность материала;
– использование прежде усвоенных знаний;
– эмоциональная окрашенность материала;
– использование интерактивных форм (удовлетворение потребности в общении).
На основе исследований В.И. Додонова, российские психологи Е.И. Савонько и Н.М. Симонова выявили четыре мотивационные ориентации студентов:
1) на процесс учебной деятельности (интерес к изучению литературы, посещению лекций, практических занятий и т.д.);
2) на результат учебной деятельности (систему ЗУНов);
3) на оценку преподавателя;
4) на избежание неприятностей.
В дальнейшем было проведено исследование взаимосвязи мотивационных ориентаций и успешности учебной деятельности обучающихся (студентов, учеников). Было выявлено, что на ее эффективность больше всего влияют следующие мотивы:
а) ориентация на процесс и результат учебной деятельности;
б) потребность в достижении успехов;
в) мотивы интеллектуально-познавательного плана (жажда знаний, стремление к расширению кругозора, систематизации знаний).
Ю.М. Орловым был сделан важный вывод: «Наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях».