ІІІ. Учебная мотивация

Мотивация –

1) сложная, многоуровневая система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы,
ценности и т.д.;

2) система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека;

3) совокупность мотивов какой-либо деятельности.

Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков; то, ради чего осуществляется деятельность (Л.И. Божович).

Учебная мотивация – совокупность мотивов учебной деятельности.

Виды учебных мотивов:

1) внутренние (познавательные):

– интерес к предмету;

– стремление к саморазвитию, самообразованию и т.д.;

2) внешние (социальные):

– ожидание одобрения;

– желание ребенка приблизиться к миру взрослых и т.д.

Структура учебной мотивации (А.К. Маркова):

1) потребность в учении;

2) смысл учения;

3) мотив учения;

4) цель;

5) эмоции;

6) отношения;

7) интерес.

Интерес – эмоциональное переживание познавательной потребности.

Интерес к учению – важнейшая предпосылка успешности учебной деятельности.

Факторы интереса к учению:

– воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, важности;

– возможность проявить в учении умственную самостоятельность, инициативность;

– проблемность учебных заданий, достаточная трудность учебной деятельности;

– разнообразие средств, методов и форм учебной деятельности;

– показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обычном;

– новизна, актуальность материала;

– использование прежде усвоенных знаний;

– эмоциональная окрашенность материала;

– использование интерактивных форм (удовлетворение потребности в общении).

На основе исследований В.И. Додонова, российские психологи Е.И. Савонько и Н.М. Симонова выявили четыре мотивационные ориентации студентов:

1) на процесс учебной деятельности (интерес к изучению литературы, посещению лекций, практических занятий и т.д.);

2) на результат учебной деятельности (систему ЗУНов);

3) на оценку преподавателя;

4) на избежание неприятностей.

В дальнейшем было проведено исследование взаимосвязи мотивационных ориентаций и успешности учебной деятельности обучающихся (студентов, учеников). Было выявлено, что на ее эффективность больше всего влияют следующие мотивы:

а) ориентация на процесс и результат учебной деятельности;

б) потребность в достижении успехов;

в) мотивы интеллектуально-познавательного плана (жажда знаний, стремление к расширению кругозора, систематизации знаний).

Ю.М. Орловым был сделан важный вывод: «Наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях».





Подборка статей по вашей теме: