Тема 10. Особенности правового регулирования
Восстановления платежеспособности и ликвидации банка-
Должника
Правовые основы применения процедур банкротства к банкам
Правовое регулирование восстановления платежеспособности и ликвидации банка- должника имеет особенности, вызванные спецификой банковской деятельности. Банковская деятельность заключается в привлечении и следующем размещении средств физических и юридических лиц. Причем, в отличие от предприятий, частица привлеченных банком средства обычно у десятки раз большая собственных средств банка и эти средства привлекаются от значительного числа юридических и физических лиц. В результате в случае неплатежеспособности банка денежные требования на большие суммы в банк может предъявить существенным образом большее количество кредиторов, чем при неплатежеспособности среднего и даже большого предприятия. Значительную часть кредиторов банка составляют физические лица - вкладчики банка, требования которых имеют социальную значимость. Треба также иметь в виду, который неплатежеспособность одного банка может вызвать цепную реакцию для других банков и привести к отрицательным изменениям экономического и политического состояния государства в целом.
|
|
Деятельность временной администрации
Временная администрация состоит из временного администратора (руководителя), предназначенного НБУ, и привлеченных специалистов. На протяжении трех дней после назначения временного администратора НБУ обязан опубликовать сообщение об этом в официальных печатных изданиях - газетах "Правительственный курьер" или "Голос Украины". Со дня назначения временного администратора полномочия управления банка переходят к временному администратору.
Закон о банковской деятельности устанавливает, когда НБУ обязан назначить временную администрацию, и определяет, когда НБУ может назначить временную администрацию.
НБУ обязан назначить временную администрацию в случае важной угрозы платежеспособности банка. Понятие важной угрозы платежеспособности банка в Законе о банковской деятельность не определена. Тем не менее из определения неплатежеспособности банка в ч. 2 ст. 75 Закона о банковской деятельности можно сделать вывод, который состояние важной угрозы платежеспособности банка характеризуется уменьшением собственных средств банка более чем на 30 процентов или уменьшение капитала банка к сумме, которая равняется 1/3 собственных средств банка.
Случаи когда НБУ имеет право, но не обязан назначить временную администрацию изложенные в ч. 2 ст. 75 Закона о банковской деятельности, а именно:
|
|
- систематические нарушения банком законных требований МБУ;
- уменьшение размера регулятивного капитала банка на 30 процентов на протяжении последних 6 месяцев при одновременном нарушении хотя бы одного экономического норматива;
- если банк на протяжении 15 рабочих дней не выкапывает 10 и больше процентов своих просроченных обязательств;
- арест или обретения законной силы обвинительным приговорам относительно преступных действий кредиторов банка;
- совершение банком действий относительно утаивания счетов, любых активов, реестров, отчетов, документов;
- необоснованый отказ банка в предоставлении документов или информации, предусмотренных Законом о банковской деятельности. Уполномоченным представителям НБУ;
- наличие публичного конфликта в руководстве банка;
- наличие ходатайства банка о назначении временной администрации.
Временным администратором может быть физическое или юридическое лицо, которое отвечает требованиям, изложенным в статье 76 Закона о банковской деятельности, имеет сертификат НБУ па право осуществления функций временной администрации и ликвидации банка. Права и обязанности временного администратора изложены в статьях 80, 81 и 83.Закона о банковской деятельности. Большинство полномочий администратора аналогичные полномочиям управляющего санацией, описанным в Законе о банкротстве. Отличие заключается в том, что временный администратор не отчитывается про свою работу перед кредиторами и судом и за своим статусом сравнивается к представителю НБУ.
На протяжении одного месяца со дня своего назначения временный администратор разрабатывает и подает НБУ план мероприятий по стабилизации деятельности банка. Требования к программе финансового оздоровления банка изложены в приложении 1 к Положению о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства, утвержденного постановлением правления Национального банка Украины от 28.08.2001 г. № 369 (далее - Положение НБУ).
О своей деятельности временный администратор отчитывается перед НБУ в сроки, установленные НБУ.
Во время осуществления функций временной администрации НБУ имеет право ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов на срок не больше 6 месяцев, действие которого регулируется главой 8 раздела V Положение НБУ.
В случае если НБУ будет признана невозможность финансового оздоровления банка на протяжении одного года (двух лет для системообразующих банков), НБУ отзывает банковскую лицензию и осуществляет ликвидацию банка. Порядок отзыва банковской лицензии изложен в разделе VІ Положение НБУ. НБУ также имеет право прекратить выполнение плана, отозвать банковскую лицензию и провести ликвидацию в любое время, если приходит к выводу, что выполнение плана не приведет к оздоровлению финансового состояния банка.
Деятельность временного администратора прекращается с окончанием срока действия временной администрации и на других основаниях, предусмотренных статьей 86 Закона о банковской деятельности.