Непосредственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой информации осуществляют отдельные министерства, ведомства и центральные органы управления. Ведущими структурами являются Комитет по гидрометеорологии, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальная академия наук, Министерство образования.
Медицинский мониторинг проводит Минздрав; мониторинг атмосферного воздуха - Госкомгидромет; мониторинг гидросферы -Госкомгидромет и Минприроды; мониторинг земель - Госкомзем, Минсельхозпрод, Минприроды; мониторинг растительности — Национальная академия наук, Минсельхозпрод, БГУ; мониторинг животного мира — Национальная академия наук; мониторинг общего содержания атмосферного озона - Госкомгидромет; сейсмический мониторинг - Национальная академия наук; мониторинг физических явлений - Минздрав; радиационный мониторинг - Госкомгидромет; мониторинг некоторых чрезвычайных ситуаций техногенного характера — МЧС; локальный мониторинг — Минприроды; комплексный экологический мониторинг — Минприроды.
|
|
Международное сотрудничество координируется Международной метеорологической организацией, входящей в структуру ООН. Необходимость сотрудничества вызвана тем, что погодные образования за сутки проходят расстояния до 1000 км. Гидрометеослужба, учитывая розу ветров, получает информацию от Европейского центра среднесрочного прогнозирования (Англия). Гидромет прогнозирует погоду с циклом в 3 часа и шагом географической сетки 100 км.
Основу системы мониторинга в Республике Беларусь составляют:
- Комитет по гидрометеорологии;
- Санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава.
Комитет по гидрометеорологии контролирует: качество атмосферного воздуха, особенно в экологически опасных районах; качество поверхностных и подземных вод; степень загрязнения почв пестицидами и токсинами промышленного, происхождения; радиационную обстановку в отдельных районах Республики Беларусь, прогнозирует состояние погоды и большинство стихийных бедствий.
Необходимую информацию Гидрометеослужба получает от своих средств наблюдения (от 50 метеостанций), от Всемирной службы погоды, от аналогичных служб соседних государств.
Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения контролирует: качество воздуха в пределах санитарно-защитных зон крупных предприятий, качество питьевой воды в местах водозабора и после очистки, выполнение санитарных мероприятий на различных объектах.
Прогнозирование чрезвычайной ситуации — опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения источника в прошлом и настоящем.
|
|
Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.
На основании полученных данных в системе мониторинга решаются задачи выявления, оценки и прогнозирования: экологической, биологической, метеорологической, гидрологической, агрометеорологической, радиационной, химической, пожарной обстановки и др.
Существуют особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального, экологического и социального характера.