Глобальные проблемы начала XXI века

В 20 веке перед человечеством встали глобальные проблемы, от решения которых зависит судьба цивилизации.

Первоначально глобальный социокультурный кризис (в масштабах всей планеты) осознавался отрицательно – как всеобщее разрушение материальной и духовной культуры. Люди осознали, что для мировой войны не существует границ, что судьба человека и человечества составляют единое целое.

Социокультурный кризис нашего времени был во многих чертах осознан движением, объединяющим мировую научную, деловую, политическую элиту – Римским клубом, где в 1972 году был представлен доклад (Форрестер и Медоуз) «Пределы роста». В этом докладе был сформулирован вопрос – можно ли полагаться на стихийную эволюцию или мир нуждается в коренных изменениях. Там же был доклад «Человечество у поворотного пункта» (Пестель, Месарович) о необходимости качественных изменений человеческой цивилизации, так как человечество – единый организм с единой культурой, все элементы которого обладают качественной спецификой. Поэтому акцент с деятельности человека должен быть перенесен на качественные параметры.

В целом, в исследованиях было выявлено несколько типологических черт современного кризиса.

Первый вид кризиса связан с тем, что ориентация на количественный рост может привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осознается более конкретно – так как признана ограниченность ресурсов, исчерпание ресурсов, экономических границ.

Второй вид кризиса обусловлен возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов, катастрофической нагрузки на экологическую сферу. Напрашивается вывод – чем больше ресурсов, тем больше опасность.

Опасность этих кризисов сейчас вполне реальна, к тому же она постоянно расширяется и углубляется.

Другие виды кризисов связаны с развитием общества. Цена НТП велика, так как постоянно увеличивается риск катастроф (типа Чернобыльской), а современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвимы для воздействия природных стихийных и социальных сил (войн и революций). Так, затраты на НТП велики, а отдача мала.

Еще один кризис внутриобщественного характера вызван несправедливым распределением воздействий НТП на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми ресурсами, ведут их первичную переработку. Обеспеченные слои населения создают себе условия для жизни вне экологических неприятностей, а риск перекладывают на другие социальные группы. Все это ведет к дестабилизации социального организма.

Так, глобальные проблемы человечества пересекают границы и распространяются по всей планете. Человечество оказалось в плену тех проблем, которые само и создало. Выход может быть найден на пути изменения социокультурных ориентаций, целей и идеалов современного человека.

Рассмотрим более подробно некоторые проблемы человечества.

1. В глобальном масштабе противоречие между развитыми в экономическом отношении странами и отсталыми, как пишут многие мыслители, проявляется как антиномия между странами постиндустриальной или, говоря иначе, информационной культуры, так называемый "золотой пояс", и странами, являющимися регионами "грязной индустрии", поставщиками сырья и дешевой рабсилы.

Данное противоречие существовало всегда. Попытка его разрешить порождает гибель огромных масс людей. Наиболее радикальную и смелую попытку разрешить эту драматическую антиномию предприняли российские коммунисты (большевики) в октябре 1917 года. Были выдвинуты вполне разумные лозунги: фабрики - рабочим, землю – крестьянам, власть – Советам, т.е., народу. Однако в течение трех четвертей века не было сделано ни одного существенного шага в этом направлении.

2. Угроза всемирной ядерной катастрофы. Накопление оружия массового поражения продолжается - на гонку вооружений тратится столько средств, из которых только одной десятой части хватило, чтобы покончить в мире с нищетой и голодом, с массовыми эпидемиями и смертностью детей.

3. Демография. Высокие темпы роста народонаселения, особенно в странах сырьевого придатка (Южная Азия, Африка и страны Латинской Америки), увеличивают армию нищих, безработных и тому подобных. Эти процессы деформируют, извращают прогресс культуры. Сотни миллионов людей озабочены только одной проблемой – проблемой выжить любым путём.

4. Стихийное развитие производительных сил общества, бурный рост народонаселения, безудержная погоня за прибылью неудержимо ведет к экологической катастрофе (париковый эффект, глобальное потепление, уменьшение озонового слоя, исчезновение некоторых видов животных, генные мутации животных и самого человека, кислотные дожди и др.).

5. Обостряются межнациональные, межэтнические конфликты. Этот антагонизм резко усилился, обострился в связи с распадом Союза ССР. Данные конфликты сопровождаются идеями национализма, шовинизма, расизма и фашизма.

6. В современном мире идёт размежевание людей не только по политико-экономическим признакам, национальным и религиозным основаниям, но даже и по признаку профессиональной деятельности. Формируется высокообразованная и конкурентоспособная международная элита "спецов". Она, как пишет А. Я. Флиер (современный российский культуролог), противопоставляет себя малообразованной, неконкурентноспособной массе "рядовых людей". Правда, отмечает этот культуролог, продолжающаяся информационная "революция", массовая компьютеризация отчасти сгладят остроту этого противоречия, создадут иллюзию единого культурного пространства.[1]

7. В современных цивилизациях, особенно западноевропейской, точнее, той, где в качестве господствующей религии преобладает христианство, широкое распространение получила культура, именуемая массовой. Термин "массовая культура" получил научное признание в середине XX века. Ряд философов культуру стали разделять не только по её функциональной роли (материальную и духовную), но и по признаку её социального статуса. Стали выделять две области: элитная культура, присущая "сливкам" общества (деятели искусства и науки, политики и крупного бизнеса) и культура широких масс народа.

8. Проблема исчерпаемости ресурсов.

9. Проблема эпидемий.

Считается, что массовая культура есть следствие производства товаров широкого потребления, товаров единого стандарта и назначения: одежды, обуви, продуктов питания, средств передвижения, предметов быта – мебели, посуды, а затем средств коммуникации (телефон, радио, телевизор, компьютер), предметов духовной культуры (книги, картины, средства музыки и т. п.). Это материальная и духовно-потребительская область отношений явилась непосредственной основой массовой культуры. Функционирование этой культуры порождает следующие общественные проблемы. Во-первых, создаёт иллюзию приобщения широких масс к элитной культуре, её ценностям и нормам. Во-вторых, она – мощнейшее средство манипулирования сознанием масс. Власть, используя средства и методы масс культуры, может легко "зомбировать" сознание людей. Массовая культура – полностью ставится на коммерческую основу.

Все вышеизложенные противоречия, имеющие глобальный характер, усиливаются стихийным процессом развития культуры и цивилизации. Попытки ООН, в частности ЮНЕСКО, Римского клуба предложить "научно-обоснованные" рекомендации преодоления этих проблем не воспринимаются всерьез человечеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: