Постмодерн. Информационное общество

Люди всегда поклонялись чему-то за пределами реальности, объективности – видимого мира: верили в Бога, науку, себя. Сегодня, в начале 21 века человек разочаровался и стал относиться ко всему (языку, личности и пр.) как к случайным продуктам времени, ни чем не обусловленным.

Особое значение стало уделяться проблеме языка (Деррида, Барт, Лакан, Делез). Философы считают, что язык определяет судьбу культуры, а не все остальное (придумывая названия предметам, мы наделяем их значением – описываем, приписываем, переписываем по-своему историю). История, с их точки зрения, изменения говорения (язык алхимии – язык химии). Поэтому изменения в культуре происходят в связи с изменениями в словарях языков. Однако, язык – это не способ познания, поиска истины (то, что мы говорим не всегда соответствует истине), а способ переописания реальности. такова ситуация в современном языке – деконструкция, децентрализация.

Постмодернисты считают, что нужно избавляться от власти языка – от попытки обозначать и наслаждаться игрой, вымыслом. Это, в конечном итоге, может привести к смыванию границ в специальных языках, национальных культурах, к актуализации проблеме идентификации

Конец 20 века, связанный с радикальными изменениями в экономике, политике, образе жизни людей и всем социокультурном пространстве, считается переходом от индустриального общества к постиндустриальному.

Наиболее известными работами, посвященными данному вопросу, являются работы Белла, Тоффлера. Согласно их представлениям исторический процесс делится на три стадии – аграрную, индустриальную, постиндустриальную.

В рамках аграрной культуры люди взаимодействовали с естественной природой, находились в зависимости от нее. В индустриальной – человек взаимодействует с искусственной средой. В постиндустриальной – человек взаимодействует с человеком, поэтому люди должны учиться жить друг с другом. Природа оказывается выключенной из рамок трудовой и общественной жизни. Новым типом услуг в рамках постиндустриальной культуры становятся гуманитарные науки, профессиональные и технические услуги.

Переход к этому типу культуры также характеризуется деконцентрацией и децентрализацией в производстве и сфере принятия решений. Общество постепенно переходит к гибким системам и графикам работы.

Также увеличивается роль информации в жизни людей. То есть, постиндустриальное общество – есть информационное общество, базирующееся на новой интеллектуальной технологии. С помощью новых математических и экономических методов человек получит возможность выработать наиболее эффективные пути решения экономических и инженерных проблем, а также возможно, и социальных.

Информация и знания не поддаются физическому потреблению и изнашиванию. Экономика информации имеет совершенно иной характер, нежели экономика товаров. Формируется огромная инфраструктура по переработке, хранению и передаче информации. Новые информационные сети позволяют осуществлять обмен информацией, добиваться широкой социальной однородности. Положение человека зависит не столько от происхождения или собственности, сколько от уровня образования.

Современные СМИ уже не справляются с коммуникационными нагрузками и не обеспечивают культурного разнообразия необходимого для выживания. Формируются тенденции к появлению демассированных СМИ, дающих разнообразную и высокоперсонализированную информацию.

Так, становится совершенно ясно, что информация – бесконечный, постоянно обновляющийся ресурс развития. В мир приходят новые информационные технологии, которые оказывают серьезное влияние на мировоззрение людей, облик современного мира, характер и способ человеческого общения, производственной деятельности.

Современная информационная культура дает человеку возможность оставаться в рамках гуманистической парадигмы, поскольку позволяет просчитывать последствия своих действий. Управляемость, прогнозируемость антропогенно-глобальных проблем возможна только на основе соединения творческих, интеллектуальных возможностей человека и одновременной интенсификации его информационной деятельности.

Важным элементом информационной культуры является способность охватить весь объем информации. Массовое приобщение к информационным технологиям будет способствовать устойчивому развитию общества. То есть информатизация – глобальный процесс, позволяющий объединять национальный культуры, делать достижения каждой культуры достижением другой.

Постиндустриальная культура обещает стать совершенно иной культурой, для которой будут характерны новые религии, новые взгляды на роль науки, новые представления о природе человека и новые виды искусства.

В начале 21 века происходит прорыв к новым формам мировоззрения. Становится возможным становление нового образа науки: намечается сближение науки с религией, примирение сознания и бессознательного, рассудка и души. В общественном сознании уживается наука, мифология, гностицизм, восточные религии, архаика. То есть, в культуру возвращаются древнейшие формы сознания, что порождает активность индивидуальности, расширение способностей к творчеству, инновациям. Но, в целом культура 21 века, неустойчива, напряжена, происходит разобщение всех ее составляющих. Все это может привести как к гибели, так и к синтезу языческих, архаических и мистических мировоззрений и обеспечить переход к новой парадигме.


[1] Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000, с.440.

[2] Учебный курс по культурологии. – Ростов-на-Дону. 1997, с. 279-297.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: