Предлагаем вашему вниманию материалы с сайта grad-kirsanov.ru

Среди тамбовских горожан значительную часть составляли служилые люди — стрельцы, пушкари, городовые казаки. Доля торгово-ремесленного населения была невелика. Нередко служилые люди или члены их семей совмещали свои обязанности по государевой службе с производством ремесленных изделий и мелкой торговлей. Их денежное жалованье было небольшим и нерегулярным. Гораздо важнее было использование полковой земли. Стрелец или пушкарь за службу имел свой надел, который обрабатывал сам или с помощью родственников. У некоторых служилых людей могли быть холопы. Так что проблемы сева, уборки, сенокоса и других страдных работ были жизненно важны для горожан.

Внешне Тамбов в XVII веке напоминал большое село. Большинство жилых построек крылось соломой и топились по-черному. Этот способ отопления требовал меньше дров. Однако не следует представлять, что жилое помещение было абсолютно задымлено. Дым уходил через волоковые окна. Но так как они не были связаны с очагом, то с дымом не уходило тепло. Наружный свод русской печки в XVII в. мог быть округлым, лежать на такой печке могла разве что кошка. Более привычный в последующие века вариант горизонтального верха печи встречался реже, так как требовал больше кирпича. Хозяева дома могли спать в тепле на полатях — подвесном дощатом помосте, расположенном близко от печи и довольно низко от пола — ниже уровня дыма, скапливавшегося в помещении. Подвесной потолок отсутствовал. Были видны конек и стропила крыши. Тип очага задавал основы способов приготовления пищи и форму посуды. В русской кухне преобладали вареные, пареные, печеные кушанья т. к. жарить в русской печке неудобно. Основной емкостью для готовки был горшок, устойчиво стоявший в печке. Хозяйка ставила и доставала тяжелые горшки с помощью ухвата, положенного на каток. Из-за того, что это было нелегко физически, девочек довольно поздно учили стряпать. Русская печка зачастую заменяла баню — в остывающей чисто выметенной топке, прикрытой заслонокой, мылись. Иметь свою баню мог только довольно состоятельный человек. Ведра, корыта, бочки и прочие емкости для воды делались из дерева. Воду носили из колодцев или реки, белье стирали в реке, а гладили с помощью валька и рубеля.

В абсолютном большинстве домов были земляные полы. Перед праздниками их выравнивали и мазали жидкой глиной, чтобы было меньше пыли. У богатых хозяев пол из расколотых пополам бревен мог занимать лишь чистую часть жилья, не доходя до предпечья и порога. Так как на земляном полу кроме мышей водились еще и земляные жабы, то иногда хозяева держали ручного ужа, ловившего и тех, и других. Кошка в доме была обязательно. А вот место собак было во дворе. В жилые помещения их не пускали.

Традиционной мебелью для XVII века были столы, скамьи и лавки. Лавка скорее напоминала вагонную полку. Она крепилась к стене, под нее ставились короба и укладки с вещами. Спать на ней было вполне удобно. Скамья имела ножки, а иногда и спинку. Ее можно было ставить в любое место. Днем скамьи и лавки накрывались ткаными накидками. Большинство горожан в то время вряд ли имели постельные принадлежности. На лавку клали набитый соломой тюфяк, под голову клали свернутую одежду, одеждой же накрывались. Персональное место для сна — люльку — имел только самый младший в семье. В темное время дом освещала лучина и гораздо реже свеча. Каждая изба имела «красный» или «святой» угол с иконами. Сундук считался принадлежностью богатого дома. У бедных все необходимое хранилось в плетеных коробах. Посуда ставилась на открытые полки вдоль стен. Глиняные и деревянные миски по устоявшейся традиции имели декор внутри, а не снаружи.

Забота о красоте в доме лежала на плечах женщин. Вышитые скатерти, налавочники, подоконники (ткань, подвешивавшаяся под оконным проемом), завесы, полотенца были обязательной принадлежностью интерьера. Эти вещи практически не бывали предметом торговли. Каждая хозяйка делала их сама и учила этому дочерей. А вот приносить в дом живые цветы было не принято. В полутемном помещении они были заметны хуже, чем вышитые или нарисованные, в тесноте для букетов абсолютно не было места. Так что веночки и букетики были забавой для детей и девушек вне дома. Исключение составляла Троица, когда стены и иконы украшались ветками и цветами, а пол засыпался свежескошенной травой. Но в этом случае цветы выполняли обрядовую, а не эстетическую роль.

Так как жители Тамбова XVII в. были выходцами из многих более северных районов России, то их костюмы, говор и обряды во многом еще несли отпечаток тех мест, откуда были родом они или их предки. Общерусского костюма не существует. Локальные особенности в одежде, особенно женской, очень сильны. В городской среде это было весьма заметно. Хотя в XVII в. служилые люди имели форменную одежду своего полка, степень ее унификации была невелика. Качество ткани, ее оттенок, детали отделки выбирал владелец. Общим был только покрой и условный цвет. Как повседневную форменную одежду не носили, берегли. Вне службы не носили и оружие.

Вопросы и задания:

1. Перечислите основные занятия жителей Тамбова XVII века.

2. Как выглядело жилище обыкновенного тамбовца?

Литература:

1. Абрамов В.К. Мордвины вчера и сегодня: Краткие очерки истории Мордовской государственности и национального движения. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002.

2. Жиганов М.Ф. Навеки вместе [ист. очерки] / Сост. М. Ф. Жиганов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.

3. Мельников И.П. (Андрей Печерский). Очерки мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.

4. Меркушкин Г.Я., Дорожкин М.В. Об основных этапах вхождения мордовского народа в состав Русского государства // 425-летие добровольного вхождения Чувашии в состав России: Труды / НИИ при Совете министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1977. Вып. 71.

5. Юрченков В.А. Хронограф. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.

6. Юрченкова Н.Г. Мифология мордовского народа. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006.

7. Юрченков В.А. 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства // Мордовия: наука, инновация, новые технологии. 2006. № 3.

8. Юрченков В.А. Мордовский народ: вехи истории. Саранск, 2007. Т. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: