Рассказать об осознании дошкольниками словарного состава и грамматического строя речи

Раскрыть процесс овладения правильным произношением звуков и развития фонетического слуха.

Охарактеризовать психологические основы усвоения грамоты в процессе обучения.

В специальном исследовании, посвященном изучению возможностей и особенностей усвоения детьми грамоты и выявлению оптимального возраста для этого обучения, Н. С. Варенцова выявила, что дети 5-6 лет обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте; дети 5 лет особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, а дети 6 лет — к чтению. В связи с этим Н. С. Варенцова определяет возраст 5 лет как оптимальный для начала обучения звуковому анализу, а 6 лет — наиболее благоприятный для обучения чтению.

Выделить этапы обучения грамоте.

Первый этап обучения грамоте — формирование у пятилетних детей звукового анализа слова — рассмотрен выше. На втором этапе происходит усвоение детьми гласных букв и овладение способом чтения. Он заключается в формировании особой ориентировки в читаемом слове: ребенок должен уметь находить в слове буквы, обозначающие гласные фонемы, приготовиться произнести эти фонемы и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие согласные фонемы и вслед за ними гласную. Этот основной принцип чтения называется позиционным принципом. Практически на втором этапе дети учатся получать новое слово при замене в исходном только одной гласной буквы (лук — люк). Единственным их ориентиром в слове является новая гласная буква (так как согласных букв дети еще не знают и обозначают согласные звуки фишками). Только глядя на гласную букву, дети могут «прочесть» новое слово, поняв, какое изменение в связи с заменой гласной буквы происходит с предшествующим согласным звуком.

На третьем этапе дети усваивают согласные буквы и переходят уже непосредственно к овладению слоговым чтением. Одновременно дети учатся грамотному письму (печатанию) сначала постепенно усложняющихся слов, а затем предложений с предлогами и союзами. Основным результатом обучения грамоте Л. Е. Журова считает не достижение плавного чтения, а овладение детьми широкими умениями в работе над звуковой стороной слова, свободное ориентирование в словесном составе предложения и звуковом строении слова.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:

· подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;

· основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: