ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ АНИМАЦИОННЫХ УСЛУГ.
История понятий, фундирующих анимационную деятельность.
В настоящее время необходимым условием нормальной человеческой жизни является такой избирательный вид деятельности как рекреация. Она выступает средством снятия напряжения, восстановления работоспособности, всестороннего развития духовного мира человека, а также условием продолжения самого производства.
В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого подхода к определению понятия «рекреация», так как феномен рекреации не стал еще предметом систематического изучения и его границы весьма размыты.
В связи с этим, возникает большая трудность в определении круга понятий, связанных с рекреационной деятельностью. Есть множество близких понятий – досуговая деятельность (досуг), развлечение, аттракция, рекреация, отдых, свободное время и анимация.
Это объясняется рядом причин.
1. Во-первых, не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах преобладают различные официальные трактовки понятий и терминов, связанных с рекреацией.
|
|
2. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией.
3. В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы.
4. В-четвертых, исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания – географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты.
Так, социальная география изучает рекреацию как специфическую функцию определенной социально-территориальной общности, как проявление географического фактора в социальной организации территории.
Экономистов интересует рекреация как область хозяйственной деятельности, как отрасль экономики, охватываемая сферой социальных услуг.
Социальная психология видит в рекреации, прежде всего, действие определенных психологических механизмов человеческого поведения, мотивацию отдыха. Своеобразное представление о рекреации имеют специалисты по социальной медицине, социологии досуга и др.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
ПОДУМАТЬ САМИМ, ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПОНЯТИЯ:
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ,
ОТДЫХ,
ДОСУГ,
РЕКРЕАЦИЯ
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ДОСУГ
Понятие «свободное время» -оно является базовым для определения того, что такое отдых и досуг.
Выражение «свободное время» впервые появилось лишь в начале XX века, когда начинает развиваться научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени.
|
|
В настоящее время еще не выработана единая концепция свободного времени. Связано это с тем, что исследованием данной проблемы занимаются специалисты разных отраслей знания.
Экономисты рассматривают свободное время как часть внерабочего, связанного с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника.
Философы и социологи также рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но полагают, что оно направлено на совершенствование человека как работника, на его всестороннее развитие, овладение им достижениями культуры и создание культурных ценностей.
Согласно Р. Ланкуаре, время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать следующим образом.
1. Время социальное и время личное:
социальное время – время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни;
личное время – это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.
2. Время активной деятельности и время отдыха:
первое время – это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, второе – это время, посвящаемое восстановлению сил.
3. Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.
4. Время структурированное и время неструктурированное: время первое – это время по календарю и четко организованному расписанию, второе – это время не спланированное.
Если из общей совокупности календарного времени личности и общества - суток, недели, месяца, года - вычесть рабочее время, т. е. время, затрачиваемое на общественно-организованный труд, то остающийся массив времени получает название внерабочего времени личности и общества. Это время тратится следующим образом.
Во-первых, на деятельность, сопутствующую трудовой занятости личности: передвижение до работы и обратно, подготовка к работе и приведение себя в порядок после нее и т.д.
Во-вторых, на деятельность по удовлетворению непроизводственных потребностей, которые играют огромную роль в жизни, как человека, так и общества в целом.
В структуре свободного времени, направленную на удовлетворение непроизводственных потребностей выделяют:
· активную творческую (в том числе общественную) деятельность;
· учебу, самообразование;
· культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т. д.);
· спорт;
· любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми