ЭА как наука

Под наукой, в широком смысле слова, понимается совокупность знаний о природе, обществе и мышлении. Эта совокупность отражает достигнутое на каждом историческом этапе и соответствует степени осознания объективных законов развития природы и общества.

ЭА как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

1. с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающуюся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка

2. с научным обоснованием планов и проектов и с объективной оценкой их выполнения

3. с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным изменением их действия

4. с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов

5. с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

Следовательно, Наука – это логически организованная система знаний. Она не может быть искусственно придумана, а является закономерным итогом развития знаний, когда четко вырисовывается ее предмет и метод. В теории в наибольшей мере выражается полнота и завершенность знаний.

Однако, функции теории заключаются не только в приведении в систему результатов знаний, но и в поступательном движении к познанию новых законов, понятий, которые глубже и полнее отражают исследуемый предмет.

ЭА как наука – система знаний о методах исследования хозяйственной деятельности.

Это функциональная (управленческая) конкретно-экономическая наука. Функциональные конкретно-экономические науки отражают этапы или главные функции управления, составляющие содержание самого процесса управления. Этим функциональные науки отличаются от других конкретно-экономических наук, классифицируемых по объектам управления:

· отраслевых

· территориальных

· специальных (изучающих какую-либо совокупность однородных производственных отношений, например экономика труда, финансы, кредит)

· смежных с другими отраслями знаний (например, экономика природопользования, экономическая география).

ЭА как практикаявляется видом управленческой деятельности, он предшествует принятию управленческого решения и сводится к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

Процесс управления охватывает следующие важнейшие этапы:

· подбор информации об управляемом объекте

· анализ этой информации

· принятие решений на основе анализа.

Каждое предприятие, будь-то промышленное или торговое, представляет собой сложный хозяйственный механизм, который подвержен регулированию и саморегулированию. Как в любой системе он состоит из объекта управления и субъекта управления. В своей совокупности они составляют управляемую и управляющую подсистемы, находящиеся в непрерывном взаимодействии.

Управляющая подсистема разрабатывает цели и программы функционирования управляемой подсистемы, контролирует и регулирует ее процессы.

Это обуславливает ее ведущую роль. Именно управляющей подсистемой осуществляются присущие управлению функции:

· Организация

· Планирование

· Учет

· Контроль

· Анализ

· Регулирование.

Эти функции тесно взаимосвязаны и образуют базу технологического процесса управления системами любого типа и на различных уровнях иерархии.

Так, для осуществления любого хозяйственного процесса необходим план работы. Он, как правило, базируется на материалах анализа, равно как и система построения учетных данных и принятия решений. Логическая очередность управленческих действий предопределяет место, роль и их взаимосвязь.

ЭА как одна из главных функций управления занимает место между функциями сбора информации и функциями приятия решений Главная функция управления, связанная с аналитическим обеспечением принятия решений, - основная методологическая посылка для определения сущности и предмета анализа хозяйственной деятельности как науки и вузовской дисциплины и его отграничения от других экономических наук.

Значение ЭА и его роль в управлении заключается в следующем:

1. дает возможность познать действие экономических законов на предприятии

2. познать вклад предприятия в выполнение экономической политики государства;

3. дает возможность изучить эффективность использования всех ресурсов предприятия

4. выявить возможности воздействия на финансово-хозяйственные процессы

5. вовлекает работников в управление предприятием

6. способствует внедрению научных достижений

7. способствует выявлению прогрессивных способов хозяйствования и их распространению.

Содержание ЭА определяется его целью, задачами, наличием исходной информации и разработанной методикой осуществления. Круг вопросов, изучаемых при осуществлении анализа хозяйственной деятельности предприятий различен, хотя перед каждым предприятием стоят такие общие задачи как увеличение прибыли, рентабельности, снижения затрат, увеличение объемов выпуска и реализации товаров.

В процессе анализа изучаются хозяйственные процессы в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности – наиболее важный момент анализа. Причинная связь, о которой упоминалось выше, опосредствует все хозяйственные факты, явления, ситуации, процессы. Вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима.

Таким образом, раскрыть и понять основные причины, оказывающие определяющее влияние на выполнение плановых заданий, выяснить их действие и взаимодействие – значит разобраться в особенностях хозяйственной деятельности анализируемого объекта. Но в процессе анализа не только вскрываются и характеризуются основные факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, но и измеряется степень (сила) их действия. Для этого применяются соответствующие способы и приемы экономических и математических расчетов, которые будут рассмотрены нами в следующей теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: