Под наукой, в широком смысле слова, понимается совокупность знаний о природе, обществе и мышлении. Эта совокупность отражает достигнутое на каждом историческом этапе и соответствует степени осознания объективных законов развития природы и общества.
ЭА как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:
1. с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающуюся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка
2. с научным обоснованием планов и проектов и с объективной оценкой их выполнения
3. с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным изменением их действия
4. с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов
5. с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.
Следовательно, Наука – это логически организованная система знаний. Она не может быть искусственно придумана, а является закономерным итогом развития знаний, когда четко вырисовывается ее предмет и метод. В теории в наибольшей мере выражается полнота и завершенность знаний.
|
|
Однако, функции теории заключаются не только в приведении в систему результатов знаний, но и в поступательном движении к познанию новых законов, понятий, которые глубже и полнее отражают исследуемый предмет.
ЭА как наука – система знаний о методах исследования хозяйственной деятельности.
Это функциональная (управленческая) конкретно-экономическая наука. Функциональные конкретно-экономические науки отражают этапы или главные функции управления, составляющие содержание самого процесса управления. Этим функциональные науки отличаются от других конкретно-экономических наук, классифицируемых по объектам управления:
· отраслевых
· территориальных
· специальных (изучающих какую-либо совокупность однородных производственных отношений, например экономика труда, финансы, кредит)
· смежных с другими отраслями знаний (например, экономика природопользования, экономическая география).
ЭА как практика – является видом управленческой деятельности, он предшествует принятию управленческого решения и сводится к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.
Процесс управления охватывает следующие важнейшие этапы:
· подбор информации об управляемом объекте
· анализ этой информации
· принятие решений на основе анализа.
Каждое предприятие, будь-то промышленное или торговое, представляет собой сложный хозяйственный механизм, который подвержен регулированию и саморегулированию. Как в любой системе он состоит из объекта управления и субъекта управления. В своей совокупности они составляют управляемую и управляющую подсистемы, находящиеся в непрерывном взаимодействии.
|
|
Управляющая подсистема разрабатывает цели и программы функционирования управляемой подсистемы, контролирует и регулирует ее процессы.
Это обуславливает ее ведущую роль. Именно управляющей подсистемой осуществляются присущие управлению функции:
· Организация
· Планирование
· Учет
· Контроль
· Анализ
· Регулирование.
Эти функции тесно взаимосвязаны и образуют базу технологического процесса управления системами любого типа и на различных уровнях иерархии.
Так, для осуществления любого хозяйственного процесса необходим план работы. Он, как правило, базируется на материалах анализа, равно как и система построения учетных данных и принятия решений. Логическая очередность управленческих действий предопределяет место, роль и их взаимосвязь.
ЭА как одна из главных функций управления занимает место между функциями сбора информации и функциями приятия решений Главная функция управления, связанная с аналитическим обеспечением принятия решений, - основная методологическая посылка для определения сущности и предмета анализа хозяйственной деятельности как науки и вузовской дисциплины и его отграничения от других экономических наук.
Значение ЭА и его роль в управлении заключается в следующем:
1. дает возможность познать действие экономических законов на предприятии
2. познать вклад предприятия в выполнение экономической политики государства;
3. дает возможность изучить эффективность использования всех ресурсов предприятия
4. выявить возможности воздействия на финансово-хозяйственные процессы
5. вовлекает работников в управление предприятием
6. способствует внедрению научных достижений
7. способствует выявлению прогрессивных способов хозяйствования и их распространению.
Содержание ЭА определяется его целью, задачами, наличием исходной информации и разработанной методикой осуществления. Круг вопросов, изучаемых при осуществлении анализа хозяйственной деятельности предприятий различен, хотя перед каждым предприятием стоят такие общие задачи как увеличение прибыли, рентабельности, снижения затрат, увеличение объемов выпуска и реализации товаров.
В процессе анализа изучаются хозяйственные процессы в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности – наиболее важный момент анализа. Причинная связь, о которой упоминалось выше, опосредствует все хозяйственные факты, явления, ситуации, процессы. Вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима.
Таким образом, раскрыть и понять основные причины, оказывающие определяющее влияние на выполнение плановых заданий, выяснить их действие и взаимодействие – значит разобраться в особенностях хозяйственной деятельности анализируемого объекта. Но в процессе анализа не только вскрываются и характеризуются основные факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, но и измеряется степень (сила) их действия. Для этого применяются соответствующие способы и приемы экономических и математических расчетов, которые будут рассмотрены нами в следующей теме.