Понятие рынка и его характеристика
Емкость рынка. Доля рынка
Рыночный механизм и конъюнктура
Как устанавливается рыночная цена
Государство и рыночный механизм
Понятие рынка и его характеристика
Рынок – крайне сложное явление общественной жизни, связанный с регулированием производства и обменом различных материальных и других ценностей, результатами человеческого труда.
По той причине, что рынком называют сферу обмена, не следует путать его с торговлей как таковой. Рынок –это особая экономическая категория, а торговля – отрасль экономики. Рынок как система купли-продажи может нормально функционировать при наличии трех элементов: продавца, покупателя, предмета сделки.
Все происходящие в обществе экономические процессы совершаются в рамках трех основных функций, присущих рынку и рыночнойэкономике:
1) Интегрирующей. Ее суть заключается в установлении и обеспечении взаимосвязи между партнерами на рынке: производителями и потребителями, продавцами и покупателями, владельцами свободных денежных средств и лицами, нуждающимися в кредите, работниками и работодателями;
|
|
2) Оценочной. Она состоит в оценке результатов труда товаропроизводителей, в определении уровня общественно необходимых затрат труда; именно на основе спроса и предложения рынок объективно устанавливает уровень цен на товары и другие объекты рыночных отношений;
3) Организующей и регулирующей. В этой функции рынок выступает как инструмент, обеспечивающий рациональное построение и гармоничное функционирование экономической системы.
По общей классификации рынки делятся на:
– товарные (продукция и услуги);
– рынок земли и природных ресурсов;
– рынок труда;
– рынок накопленных в производстве инвестиционных ресурсов (в материальной форме и в денежной форме – кредитный рынок);
– финансовые, состоящие из денежных рынков и рынков капиталов.
В свою очередь все указанные рынки подразделяются на мировые, национальные, международные и внутренние.
Мировой рынок – это совокупность национальных рынков, на которых осуществляются как внутриторговые так и внешнеторговые операции.
Внутренний рынок – это сфера товарного обмена в пределах границ государства, т.е. только внутриторговые операции.
Национальный рынок – это область осуществления как внутриторговых (в рамках отдельной страны на ее внутреннем рынке), так и внешнеторговых операций.
Международный рынок – это совокупность экспортно-импортных операций стран мира, т.е. внешнеторговых операций стран мира.