Емкость рынка. Доля рынка

Для каждого рынка определяют его главный параметр емкость рынка, т.е. объем реализуемого на нем товара в течение определенного отрезка времени или полное потребление данного товара на данном рынке страны.

Емкость рынка рассчитывают как в денежном так и в натуральном выражении.

При исследовании рынка потребительских товаров анализируют национальный доход, уровень доходов населения, заработную плату, потребительские расходы и т.д., т.е. те факторы, которые определяют спрос на данный товар индивидуальных (конечных) потребителей.

Если же речь идет о емкости рынка товаров производственного назначения (средств производства), то ее определяют путем анализа тенденций развития соответствующих отраслей и инвестиционной политики предпринимателей, работающих в данной отрасли.

Но так как нередко подобные статистические данные отсутствуют, приходится прибегать к экономико-математическим методам и, исходя из общей тенденции других рынков, вводить те или иные поправки. Источники сведений статистические, отраслевые и фирменные справочники, отраслевые и общеэкономические журналы и т.д.

Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, производитель получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Нет смысла осваивать рынок, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия по выпуску продукции, так как расходы на внедрение на этот рынок и работу на нем не окупятся.

Умножая полученную емкость рынка в натуральном измерении на среднюю стоимость товара, мы можем узнать объем предполагаемой выручки, оценить ожидаемые результаты и затраты на рекламу, а также возможную прибыль.

Кроме этого показателя, в мировой практике маркетинговых исследований более широкое применение имеет доля рынка. Она достоверно отражает работу предприятия и определяется как отношение объема продажи его товара (в любом измерении ) к потенциальной емкости рынка данного товара.

В зарубежных странах считается обязательным наличие данных по емкости рынка и доле рынка предприятия, что позволяет своевременно реагировать на изменения отношения покупателей к товару предприятия, другие конъюнктурные сдвиги.

Например, объем продажи товара А предприятием составил 400 ден. ед. в прошлом году. В текущем году объем продаж вырос до 500 ден. ед., а емкость рынка равна 2 000 ден. ед.

По данным условия можно определить, как изменилась доля рынка предприятия по товару А.

Для этого рассчитаем долю рынка по формуле


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: