Для каждого рынка определяют его главный параметр – емкость рынка, т.е. объем реализуемого на нем товара в течение определенного отрезка времени или полное потребление данного товара на данном рынке страны.
Емкость рынка рассчитывают как в денежном так и в натуральном выражении.
При исследовании рынка потребительских товаров анализируют национальный доход, уровень доходов населения, заработную плату, потребительские расходы и т.д., т.е. те факторы, которые определяют спрос на данный товар индивидуальных (конечных) потребителей.
Если же речь идет о емкости рынка товаров производственного назначения (средств производства), то ее определяют путем анализа тенденций развития соответствующих отраслей и инвестиционной политики предпринимателей, работающих в данной отрасли.
Но так как нередко подобные статистические данные отсутствуют, приходится прибегать к экономико-математическим методам и, исходя из общей тенденции других рынков, вводить те или иные поправки. Источники сведений – статистические, отраслевые и фирменные справочники, отраслевые и общеэкономические журналы и т.д.
|
|
Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, производитель получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Нет смысла осваивать рынок, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия по выпуску продукции, так как расходы на внедрение на этот рынок и работу на нем не окупятся.
Умножая полученную емкость рынка в натуральном измерении на среднюю стоимость товара, мы можем узнать объем предполагаемой выручки, оценить ожидаемые результаты и затраты на рекламу, а также возможную прибыль.
Кроме этого показателя, в мировой практике маркетинговых исследований более широкое применение имеет доля рынка. Она достоверно отражает работу предприятия и определяется как отношение объема продажи его товара (в любом измерении ) к потенциальной емкости рынка данного товара.
В зарубежных странах считается обязательным наличие данных по емкости рынка и доле рынка предприятия, что позволяет своевременно реагировать на изменения отношения покупателей к товару предприятия, другие конъюнктурные сдвиги.
Например, объем продажи товара А предприятием составил 400 ден. ед. в прошлом году. В текущем году объем продаж вырос до 500 ден. ед., а емкость рынка равна 2 000 ден. ед.
По данным условия можно определить, как изменилась доля рынка предприятия по товару А.
Для этого рассчитаем долю рынка по формуле