Понятие и виды источников права. Под источниками правапонимаются способы закрепления и выражения правовых норм

Под источниками права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм.

Различаются следующие основные источники права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай — это исторически сложившиеся правила поведения, имеющиеся в сознании людей и вошедшие в привычку в результате многократного применения, приводящие к правовым последствиям. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. В случае, если они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, они становятся правовыми обычаями.

Правовые обычаи, хотя и определяются экономическим базисом общества, возникают при неразвитых экономических отношениях, когда государство в силу своей примитивной организации еще не в состоянии наладить правотворческую деятельность своих органов.

Наиболее яркими примерами правовых обычаев являются такие памятники рабовладельческого и феодального права, как Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины, VII в. до н. э.), Салическая правда (Франкское королевство, VI в.).

Широкое распространение правовые обычаи получили в Африке. Классическим образцом правовых обычаев, сведенных в один правовой акт, является Декларация обычного права, принятая в Таганьике в 1963.

Юридический прецедент — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее принятое решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Прецедентная форма права широко используется в Англии, США, Канаде, Австралии.

Правовой обычай и юридический прецедент имеют большое значение в системе права ряда зарубежных стран, но практически не используются в правовой системе Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты — акты, издающиеся компетентными государственными органами в порядке осуществления законотворческой функции, содержащие в себе новые нормы права и имеющие строго определенную форму. Нормативные акты издаются на весьма длительное время.

Нормативные акты, как правило, распространяют свое действие на широкий круг субъектов и рассчитаны на многократное их применение. Субъектами, на которых распространяется действие нормативных актов, могут быть как все правоспособные граждане страны, так и граждане определенного пола, возраста, профессии, местожительства и т. п. Однако во всех случаях субъекты составляют весьма значительные группы физических, либо юридических лиц. Одноразовым применением нормативный акт никогда себя не исчерпывает, так как он рассчитан на множество субъектов и многократное применение в аналогичных ситуациях.

Различные нормативные акты в системе права находятся в определенной соподчиненности между собой и поэтому обладают неодинаковой юридической силой. Она зависит от того, какой орган издал данный нормативный акт и какое место занимает этот орган в системе органов государства. Чем выше место государственного органа в механизме государства, тем большей юридической силой обладают принятые им нормативно-правовые акты.

Виды нормативных актов различают по тому, каким органом государства они приняты, а также по их большей или меньшей юридической силе. По этим признакам следует различать следующие виды нормативных правовых актов.

Закон — нормативный правовой акт, принятый всенародным голосованием (референдумом) либо высшим представительным органом государственной власти (Государственной Думой).

Среди всех законов особое место занимает Конституция РФ — Основной Закон Российской Федерации, обладающий наивысшей юридической силой и прямым действием. Пересмотр Конституции РФ и конституционных законов, затрагивающих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, а также внесение конституционных поправок относятся к исключительному ведению Конституционного Собрания, специально созываемого для этой цели.

Другие конституционные законы, то есть законы, касающиеся вопросов, предусмотренных Конституцией РФ, принимаются в особом порядке, предусмотренном ст. 108 Конституции РФ. Федеральные законы, не являющиеся конституционными, принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации (в ряде случаев эта процедура обязательна).

Указ Президента РФ — нормативный правовой акт, издаваемый Президентом РФ в соответствии со ст. 90 Конституции РФ. Этот нормативный правовой акт не должен противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также международным договорам РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ — это нормативные правовые акты, издаваемые высшим органом исполнительной власти РФ в пределах его компетенции. Эти акты издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае противоречия перечисленным нормативным правовым актам могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и ведомств РФ представляют собой нормативные правовые акты отраслевых органов государственного управления, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации — это законы республик, кодексы, уставы, правила, положения представительных органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Издаются также постановления исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, правительств Москвы или Санкт-Петербурга).

Иерархия нормативных правовых актов требует, чтобы нормативные правовые акты нижестоящих представительных органов государственной власти соответствовали нормативным правовым актам вышестоящих органов государственной власти. А нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти должны соответствовать как актам представительных органов, так и нормативным правовым актам вышестоящих исполнительных органов государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: