Прокламация «Народ и война» «Союза освобождения»

Лето 1904 г.

Сотни тысяч русских людей взяты на войну. И многие тысячи еще будут оторваны от своих семей и от труда, разорены и бро­шены на Дальний Восток для страданий и смерти. Много наших братьев погибнет от пуль и гранат, а еще больше умрет от разных болезней и сгинет вдали, в чужой стране. Кто вернется оттуда, часто застанет у себя на родине разоренные семьи или будет до­живать свою жизнь безногим, безруким или безглазым калекой. Будут разорены также и многие из тех, кто и не пошел на войну — безработицей, поборами и налогами. Каждый день войны обходится в три миллиона рублей. Каждый выстрел из тяжелого орудия обходится в три с половиною тысячи рублей. За три меся­ца с начала войны на ее ведение уже затрачено около 270 милли­онов рублей, т.е. по два рубля на каждую душу, а вся война будет стоить несчетных миллионов, и почти все эти деньги собраны или будут собраны ни с кого другого, как с простого народа.

Льется рекой кровь народная, тратится богатство народное, а сам народ не знает, для чего, зачем? Он несет все эти жертвы зря! Они никому не нужны — ни царю, ни народу, ни отечеству. При­чину войны не знает не только народ, но даже самые образован­ные люди считают эту войну бесполезной и пагубной. Да и сам царь, который много заявлял о своем миролюбии, не желал этой войны, к ней совсем не готовился и сейчас не понимает, отчего она случилась.

Отчего же все-таки началась война? Отчего японский народ ре­шился пойти войной на громадную Россию?

А оттого, что русский царь, по совету знатных вельмож, вели­ких князей и министров, без нужды и без цели захватил силою чужую, далекую от нас, китайскую страну, Маньчжурию, послал туда несколько полков русских солдат и грозил захватить еще полуостров Корею. Захват русского царя напугал японцев, кото­рые живут там же, рядом, на небольших островах. Русский царь не знал и не думал о том, что захватив Маньч­журию, он вредит трудолюбивому японскому народу и что у япон­цев сильное войско и хороший флот. Русский царь при этом не знал ни военной силы, ни интересов японского народа, и японский народ на войне оказался сильнее и искуснее, чем думали и пред­полагали наши вельможи и министры.

Точно также царь никогда не знает о всех нуждах русского на­рода. Да и не может он знать их. Царь знает только знатных и сильных людей и управляет страной с помощью великих князей и министров. Этим большим господам — министрам и великим кня­зьям — нет дела до горя рабочего народа. Иные из вельмож го­сударственные дела ведут не по совести, а по корысти, для своего кармана и для почестей, а иные из вельмож — глупы. От этого и управляется Россия так, что везде сидят чиновники, друг друга в неправде покрывают, а министры их обеляют перед царем, народ же с каждым годом все больше и больше разоряется.

Об обидах и бедствиях народных может болеть душой только сам народ, а не чиновники, великие князья и министры. И знает нужды свои лучше всего сам народ. Царь же может знать о них только через выборных от народа представителей (доверенных), как это было изредка в старину, когда русские цари жили в Мос­кве. Они тогда собирали к себе в Москву выборных представите­лей от всей русской земли на соборы и у них спрашивали о на­родной нужде, и как ей помочь, как облегчить подати и налоги, какие законы нужно создать и как оборонить землю от внешних врагов. Но одних советов мало. Нужно, чтобы у народа была власть. Если бы царь должен был теперь спрашивать согласия вы­борных представителей народа и с ними править страной, они бы не позволили ему занимать войском чужую и ненужную страну — Маньчжурию: народные представители сказали бы ему, что не следует идти в Маньчжурию, что не нужно новых земель завое­вывать, соседние народы обижать и что нужно свою землю устро­ить, прибавить крестьянам земли, облегчить подати, а те миллио­ны денег, что теперь идут на Маньчжурию и на войну, посовето­вали бы царю истратить на свой народ. Ведь на 3 миллиона в день, которые идут сейчас на войну, можно много добра для на­рода сделать. Да и во всех других делах, если [бы] царь не мог без народных представителей ничего решать, все бы пошло лучше и справедливее. Лучше устроилась бы русская земля и избавился бы народ от притеснения чиновников, от нищеты и от войн. Пока же царь будет управлять страной единолично, как у нас говорится, самодержавно, через великих князей, министров и чиновников, до тех пор и всеобщее оскудение, неправда и всякие притеснения на­рода не прекратятся.

Прежде было так во всех странах и землях, прежде все госу­дари правили самодержавно через министров и чиновников, как русский царь правит теперь. И тогда во всех странах народ голо­дал, разорялся и страдал от произвола и лихоимства чиновников. Теперь же во всех европейских странах: в соседних с нами Германии, в Австрии, Швеции, в азиатской Японии и других — госу­дари правят народом не одни, а с выборными от всей земли пред­ставителями. Во всех этих странах государи или сами призвали народных представителей к управлению, или же народ поднимал восстание и добивался, чтобы государи призвали его через пред­ставителей управлять делами государства, и после этого народ везде устраивал себе правые суды, уравнивал подати и облегчал налоги, уничтожал взяточничество, открывал для детей своих учи­лища и быстро богател. В наше время во всех европейских госу­дарствах, также и в Японии, в столице, где живет государь, засе­дают постоянно выборные от всей земли народные представители в числе 400, 500 или 600 человек. Ни сам государь, ни его помощ­ники ни одного важного решения принять не могут, а управляют делами все сообща — государь, министры и собрание народных представителей. Без решения собрания народных представителей там нельзя взять с народа никакого налога, хотя бы и на ведение войны, они обсуждают все новые законы, они устанавливают суды и управление, они следят за тем, чтобы из казны не раскрадыва­лись народные деньги, у них на отчете состоят все чиновники и министры, они стараются об удовлетворении всякой народной нужды, они спрашивают ответа с министров за всякое беззаконие и злоупотребление всех властей и начальников. Во всех странах народные представители устроили так, что по закону все жители равны в правах и у крестьян те же права, что и у помещиков, ус­тановили для всех равные и справедливые суды и управление, и всякий начальник отвечает перед судом так же, как и крестьянин; там все люди могут жить, где хотят, повсеместно, без всяких пас­портов, всякий там может свободно читать, печатать и распростра­нять какие угодно сочинения и газеты; все люди могут там соби­раться на многочисленные собрания, обсуждать и заявлять свои желания и нужды государю и собранию представителей, всякий может там свободно верить и исповедовать ту веру, какую считает правильной; там никто не может быть понапрасну арестован или посажен в тюрьму без суда.

Такое правление страной государя вместе с народными представителями называется конституцией. И если бы и русский народ потребовал себе и добился от царя конституции, то и он из­бавился бы от оскудения и разорения и всяких притеснений точно так же, как избавились от него и другие народы. Народные пред­ставители быстро подсчитали бы и удовлетворили все важные нужды народа. Они бы придумали как, откуда и за чей счет на­делить крестьянам достаточно земли, как облегчить народу подати и заставить платить государственные налоги тех, кто побогаче. Когда будет в России конституция, то народ через своих пред­ставителей, наверное, отменит паспорта, заведет хорошие суды и управление, упразднит самовластных чиновников вроде земских начальников и в местных делах будет управляться своими свобод - но выбранными людьми, заведет множество школ, так что всякий может получить высшее образование, освободится от всякой тес­ноты, наказания розгами и заживет в довольстве. Словом, при конституции, т.е. при управлении страной царя вместе с собрани­ем народных представителей, народ будет свободен и добьется на­стоящей, хорошей жизни.

И для русского народа теперь уже настало время потребовать от царя себе конституции и освободиться от притеснений. До­вольно уже безропотно пролито на русской земле народной крови, пота и слез. Теперь народу приходится еще беспрекословно про­ливать свою кровь в китайской Маньчжурии и лить новые слезы по ушедшим туда отцам и братьям. Эти жертвы ненужной и па­губной войны народ приносит безмолвно и покорно. Народ вправе потребовать смены теперешнего чиновничьего правительства и до­биться новых порядков. Народу следует уничтожить единоличное самодержавное правление царя с подчиненными ему чиновниками и добыть себе конституцию.

Долой самодержавие!

Да здравствует конституция!

Освобождение. 1904. № 57. С. 119-120.

(Либеральное движение в России. 1902-1905 гг. М., 2001. С.510-513)

Вопросы к документу:

1. Определите позицию либеральной организации «Союз Освобождения» в отношении русско-японской войны.

2. Покажите связь русско-японской войны и нарастания революционного движения в России.

3. Как изменилась политическая позиция либералов по сравнению с концом 19 века? Какие основные требования выдвигали либералы в связи с русско-японской войной?

4. На каких народных представлениях основывалась аргументация в прокламации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: