Тема: Этапы и особенности социально-психологического исследования.
План:
Этапы сбора данных.
Этап переработки и интерпретации данных.
Этап принятия решения по результатам исследования
Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, - диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей, их переработке, интерпретации и, наконец вынесению решения (диагноз, прогноз).
Этап сбора данных.
Сбору данных с помощью диагностических методов предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключение других специалистов) об исследуемом. В ходе которого формируется исследовательская задача. Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.
|
|
Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует систему взаимодействий «экспериментатор – испытуемый», в литературе не мало внимания уделяется анализу влияний различных переменных, включенных в эту систему. Обычно выделяются ситуационные переменные, переменные цели обследования и задания, переменные обследуемого и исследователя.
В отечественной психодиагностике разработанная оригинальная классификация психодиагностических ситуаций. В.И.Дружинин полагает существование четырех вариантов таких ситуаций:
4. добровольное участие в обследовании и самостоятельный выбор дальнейшего поведения (например психологическая консультация);
5. принудительное участие в обследовании, но самостоятельный выбор дальнейшего поведения (например, обследование студентов-психологов при разработке тестов);
6. принудительное участие в обследовании и выбор поведения после обследования навязан (например, тестирование для определения соответствиям требований занимаемой должности);
7. добровольное участие в обследовании, но выбор дальнейшего поведения навязан (например профотбор).
В психологической диагностике часто отсутствуют какие-либо четкие предписания, касающиеся выбора определенных методик в зависимости от поставленных задач. Особенно отчетливо это проявляется в области диагностике личностных особенностей, где одна и та же методика используется в различных целях. Теоретически валидность той или иной методики по отношению к сформулированной теоретической задаче должна быть критерием для ее выбора в качестве инструмента исследования.
|
|
После формулирования теоретической задачи, работа соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть представлены в том виде, который определяется особенностями используемых методик. «Сырые» оценки преобразуются в стандартные величины, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся профили личности и т.д.