Инвентаризация как метод фактического контроля

В процессе ревизии тщательной проверке подвергаются все инвентаризационные документы, организация инвентаризаций, пра­вильность принятых решений по недостачам и излишкам. В необходимых случаях ревизор может потребовать повторной инвентаризации в своем присутствии. Помощь ревизору при инвентаризации товарно-материальных цен­ностей оказывают руководитель и главный бухгалтер централизован­ной бухгалтерии ревизуемой организации.

Необходимо потребовать, чтобы к началу инвентаризации была закончена обработка всех документов по поступлению и расходу цен­ностей, сделаны записи в аналитическом учете и выведены остатки на день инвентаризации. До начала инвентаризации у материально ответственных лиц берутся подписки о том, что все документы, отно­сящиеся к приходу и расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что неоприходованных или не списанных в расход ценностей нет. Нали­чие такой расписки предупреждает выписку подложных документов материально ответственными лицами в случаях обнаружения излиш­ков или недостач.

К началу инвентаризации все товарно-материальные ценности должны быть уложены по наименованиям, сортам, размерам. К ним нужно прикреплять ярлыки со сведениями, характеризующими эти ценности. Если ценности находятся в различных местах, то их все, кроме проверяемых, запирают и опечатывают. Ключи от мест хране­ния находятся у материально ответственного лица, а пломбир или печать — у ревизора или председателя инвентаризационной комис­сии. Такой же порядок соблюдается во время перерывов в работе этой комиссии. Одновременно проверяются измерительные прибо­ры, весы и т.д., наличие запасных ключей от мест хранения ценно­стей. При инвентаризации обязательно присутствуют материально ответственные лица.

В период инвентаризации прием и отпуск материальных ценно­стей прекращается. Не допускаются в места хранения ценностей по­сторонние лица. Поступившие ценности в период инвентаризации хранятся в отдельном помещении и в инвен­таризационную ведомость не включаются. Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится по каждому месту их нахожде­ния и ответственному лицу, на хранении у которого они находятся.

Фактическое наличие ценностей проверяется путем пересчета, взвешивания, перемеривания в натуре исходя из установленных соот­ветствующих единиц измерения. Количество материала и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может опреде­ляться на основании документов при обязательной выборочной про­верке в натуре части этих ценностей.

Недостатком в организации и проведении инвентаризации яв­ляется то, что отдельные вопросы в процессе пересчета денежных средств, материальных ценностей и проверки расчетов некоторые ревизоры передоверяют материально ответственным лицам.

Ревизией устанавливается правильность регулирования выявлен­ных инвентаризациями и другими проверками суммовых расхожде­ний между фактическим наличием ценностей и данными бухгалтер­ского учета. При этом имеется в виду, что убыль ценностей в преде­лах установленных норм относится на счета затрат. Недостачи ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Ревизор проверяет соблюде­ние руководителями организации пятидневного срока направления результатов инвентаризации в судебно-следственные органы и предъяв­ления гражданского иска материально ответственным лицам, злоупот­ребления которых привели к недостачам и потерям.

Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: