высшие и низшие «потребности» ( по Маслоу)

Человек усваивает ценности в процессе взросления, впитывает их подражая родителям, усваивает через деятельность и ритуалы, окружение, рассказы.

Ценностей много, и они весьма разнообразны, поэтому делятся на высшие, второстепенные и третьестепенные. Высшими считаются те, ради которых человек готов пожертвовать низшими. Высших всегда несколько, они охватывают основные сферы жизни: деятельности (труд, творчество), соц.сферу (эк., патриот., полит., этнокульт.), семьи (брак, отцовство, материнство), личные отношения (любовь, дружба), сфера идей (религ., научн., атеист.) и пр. – жизнь, здоровье, свобода, отдых, развлечения.

Набор ценностей культурой обычно жестко закреплен, что иногда даже формулируется в документах (кодексы, конституции).

Разные типы обществ позиционируют различные типы ценностей. Так, общества рыночные высшими ценностями считают индивидуальные – жизнь, собственность, права человека, свобода. Общества традиционного типа – коллективные – патриотизм, социальная защищенность, жертвенность. Однако, внешняя опасность (война, например) выдвигает для каждого общества на первый план коллективные ценности; если этого не происходит, то общество распадается.

Все ценности толкуются человеком через индивидуальность и обстоятельства – так, вместо богатства высшей ценностью для одного могут быть творчество и любовь и т.д. Также ценности формируются в зависимости от возраста – в юности – любовь, в зрелости – карьера.

Жизнь не всегда является высшей ценностью, ею жертвуют ради родины, истины или других идеалов.

Наличие ценностей – это ответ на вопрос «зачем жить». То есть на вопрос о смысле жизни. Смысл жизни – характеристика нашего сознания, идеальное выражение значимости вещей, существ и отношений. Смысл жизни связан с культурным контекстом (тройка двоечника – не тройка отличника), то есть, смысл задан культурой, ее ценностями и обществом. Состояние отсутствия смысла жизни характеризуется апатией, депрессией, отсутствием жизненных целей, агрессией. Потерянный смысл можно обрести вновь, найдя новые ценности (ситуация культурного кризиса – потеря ценностей – нарративов, смена на новые).


2 Ермакова А. Русский мат как феномен культуры. С.108.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: