Нормы и правила, ведущие к кризису и нестабильности

Есть нормы, которые являются продуктом злой воли людей, их отдельных общностей или, говоря иначе, реакционных сил и личностей. Человечество, вступая в XXI век, встретилось с явлениями самого дикого терроризма и бандитизма. Все свои действия эти силы реализуют в соответствии со своими правилами, в согласии с требованиями своего "кодекса чести". И всякий, кто в их рядах отступает от этого кодекса, в лучшем случае изгоняется из своей сферы, а чаще всего уничтожается, подвергается смерти.

Нормы и традиции, правила и обычаи, имеющие смысл и назначение, поддерживаемые (культивируемые) силой общественного мнения или силой государства, направлены на преодоление кризисных явлений, чем обеспечивается прогресс общества. Передаваясь в поколениях, они приобретают традиционный характер. Они становятся формой обычного, повседневного бытия людей. Человек, в своём поведении придерживающийся разумных норм, мнением общества определяется термином "нормальный человек", т.е. живущий по нормам или правилам функционируемой культуры. Они формируют коллективное бессознательное, культурный архетип и являются продуктом стихийного соглашения всех индивидов или, чаще всего, преобладающей части общества.

Если вести речь о сферах функционирования норм культуры, то их можно расчленить на следующие категории: нормы экономических отношений, права (юридические законы), политики, сферы искусства, религиозные, профессиональные и т.д. Но самые распространённые и объективно необходимые - это нормы и правила морали или, говоря иначе, нравственные императивы (требования). Эти нормы регламентируют межличностные отношения людей в семье или на улице, в производственном или учебном коллективе, в театре или в общественном транспорте и т.д. и т.п.

Конечной основой или причиной (детерминантой) возникновения и распространения в обществе норм культуры выступают материальные или, говоря иначе, экономические отношения. Интересы и потребности экономической жизни, связанные с производством, присвоением, обменом, распределением, потреблением произведенных материальных благ и услуг, формируют те или иные нормы, традиции и обычаи, регулирующие отношения людей. Экономические порядки диктуют разумный, культурный образ взаимоотношения людей или же, наоборот, вызывают извращённые отношения, порождая алчность, страсть к ненасытному потребительству, зависть, психологию иждивенчества, паразитический образ жизни и т.п.

Позитивные культурные нормы отношений людей детерминируются, формируются тем типом или формой собственности, где каждый трудящийся гражданин (civilis) или хотя бы абсолютное большинство работающих являются владельцами или совладельцами тех предприятий, где они трудятся.

Это - цивилизованный тип собственности на средства производства. Важнейшим шагом по пути формирования данного типа экономических отношений является создание среднего класса, собственность которого основывается преимущественно на их личном труде. Цивилизованные формы собственности способствуют становлению в системе политики, права и особенно в области морали разумных, истинно культурных норм отношений.

Говоря о роли экономических порядков в деле формирования различных норм и правил отношений, не следует понимать, что они есть их непосредственная основа. Речь идёт о том, что отношения или, говоря иначе, формы собственности лишь в конечном счете выступают детерминирующей основой норм культуры. Экономические интересы, господствующие в обществе, влияют опосредованно на возникновение и функционирование социальных форм. Отсюда принято считать, что нормы политики и права, морали и искусства, религии и науки, профессиональной деятельности и системы образования обладают относительной самостоятельностью. Их функционирование и обогащение опосредуется общественным мнением, в т.ч. мнением семьи и волей государства, системой политической власти.

Ещё с детства каждый индивид, формируясь как личность, вынужден действовать по примеру и требованию взрослых. Он вынужден определять, что "можно", а что "нельзя". Нормативность культуры воспитывается, утверждается или отрицается силой общественного мнения, оценкой близких людей. Нормы культуры поддерживаются межличностными взаимоотношениями людей и системой социальных институтов, где особое место принадлежит не только семье и государству, но и учреждениям образования и просвещения. Нормы культуры изменчивы, ибо сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Например, в XX веке произошли фундаментальные сдвиги в семейных отношениях. Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры. В патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую жизнь. Они были, прежде всего, гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств существования. В современной семье дети это, главным образом, величайшая ценность семьи. В их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. Иначе говоря, изменение духовных ориентаций в семье приводит к сдвигу в содержании и направленности общенациональных расходов потребителей. Работающие главы семей, имеющие возможность при помощи денег удовлетворять любые потребности, передают эти средства семье, ибо она является эмоционально - культурным центром развития личности. Для молодёжи это изменение культурных норм означает возможность "продлить детство", приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: