Нейротизм

Устойчивость

 
 


Интроверсия Экстраверсия

Нейротизм

II. Характер и его связь с особенностями общения

Характер (от гр. «печать, чеканка») - это совокупность устойчивых индивидуально психологических особенностей человека, которые проявляются в его: деятельности; общественном поведении; отношении к коллективу, другим людям, работе, окружающей действительности, самому себе.

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг - другом. Общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека и, прежде всего, от типа нервной системы (ВНД). Однако темперамент не предопределяет характер (иногда качества, диктуемые типом темперамента, побеждаются такими чертами характера, как сдержанность, дисциплинированность и т. д.). Черты темперамента и характера органически связаны друг с другом и образуют неразделимый сплав - интегральную характеристику индивидуальности человека.

Виды черт характера:

1. По значимости для развития личности:

- основные (ведущие); второстепенные; положительные; отрицательные.

2. По особенностям проявления в поведении:

- черты, которые обеспечивают поступки человека в выборе целей деятельности (рациональность, расчетливость/нереалистичность);

- черты, которые относятся к действиям по достижению поставленных целей (настойчивость, целеустремленность/непоследовательность…);

- инструментальные черты, связанные с темпераментом и стилем деятельности (экстраверсия – интроверсия, спокойствие - тревожность).

3. По особенностям проявления в системе отношений:

- в отношении к людям; в отношении к делу; в отношении к вещам; в отношении к себе.

В общей структуре личности и психических процессов характер занимает центральное место. Так, характер определяет:

- индивидуальность личности, специфику ее мотивов, интересов, потребностей;

- особенности поведения в значимых жизненных ситуациях;

- динамику протекания познавательных процессов;

- силу воли, развитость волевых качеств;

- особенности эмоциональной жизни человека и т. д.

Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психике и поведении человека. Проявляются особенно сильно в подростковом и раннем юношеском возрасте, после чего теряют свою остроту.

Тип акцентуации Доминирующее настроение Качества личности Особенности общения Поведение и деятельность
1. Гипертимный Всегда хорошее, приподнятое Подвижность, неусидчивость; разнообразные, но поверхностные увлечения, завышенная самооценка, хвастливость Общительность, любят неспокойные компании сверстников, конфликты со взрослыми Склонность к озорству, шумному поведению, неравномерное учение
2. Циклоидный Периодически (через 2-3 недели) меняется от приподнятого до подавленного Повышенная раздражительность, склонность к апатии, тяжело переживают незначительные неприятности Любят одиночество, раздражительно реагируют на замечания Пассивны
3. Лабильный Очень изменчивое, непредсказуемое (меняется по незначительным поводам) В зависимости от настроения Нуждаются в том, чтобы их поддерживали, хорошо чувствуют отношение к себе Поведение зависит от сиюминутного настроения
4. Астено-невротический Сниженное Повышенная мнительность, капризность, утомляемость, раздражительность Обидчивость, раздражение против окружающих, вспышки гнева, слез Умственная работа очень утомляет
5. Сензитивный Тревожное. Гиперкомпенсация: скованный подросток специально ведет себя развязно Повышенная чувствительность, застенчивость, трудности адаптации, «комплекс неполноценности», чувство долга Не любят компаний, из-за робости кажутся замкнутыми, с друзьями – открыты, общаются со взрослыми и малышами Не любят озорных игр, послушны и привязаны к родителям; выбор сложной деятельности
6. Психастенический Меняется в зависимости от ситуации Ускоренное интеллектуальное развитие, склонность к самоанализу, самоуверенность в сочетании с нерешительностью Склонны давать оценку поведению других людей, иногда не оправдывают ожиданий других людей Не всегда воплощают слово в дело, скоропалительность действий, неосторожность
7. Шизоидный Отчужденность Неумение сочувствовать, обилие фантазий, специфические увлечения Замкнуты, не тянутся к сверстникам, предпочитают общество взрослых, безразличны Сдержанны, не понятны для окружающих, особенно сверстников
8. Эпилептоидный Агрессивное Плаксивость, жестокость, властность Жестоки с детьми, могут угождать взрослым Любят мучить животных, дразнить младших, диктаторы
9. Истероидный Нестабильное Эгоцентризм, жажда внимания к себе Не выносят, когда при них хвалят других, жаждут похвал, претендуют на роль лидера, но не способны им быть Склонны к демонстративности, выступают в роли «заводил»
10. Неустойчивый Желание развлечься Складывается повышенная тяга к удовольствиям, безделью Легко подпадают под влияние тех, с кем хотят вместе развлекаться Праздность, отсутствие устойчивых интересов (кроме развлечений)
11. Конформный Ориентация на других людей, группу Склонность к морализаторству и консервативности, может предать кого-то ради своих целей Бездумное подчинение большинству; не любит выделяться Приспособленец, кредо – «быть как все»

III. Психодиагностические методики изучения темперамента и характера.

Диагностика типа темперамента осуществлялась на основе выявления таких черт, как экстраверсия, нейротизм, сговорчивость, совестливость и культура. Впоследствии Г.Айзенком была предложена 3-факторная модель, представленная факторами наиболее высокого уровня. Это экстраверсия, нейротизм и психотизм. Для диагностики первых двух им был создан опросник EPI (Eysenck Personality Invektory). Разработанный в 1964 г., он содер­жал 57 вопросов, 24 из которых выявляли экстраверсию — интроверсию, 24 — нейротизм — эмоциональную стабильность. Еще 9 вопросов составляли шкалу лжи. Для экстраверсии характерны тяга к новым впечатлениям, повышенная импульсивность, высокая двигательная и речевая активность, общительность, оптимизм; для интроверсии характерны направленность на себя, заторможенность движений и речи, замкну­тость, слабая тяга к новым впечатлениям, преобладание плохого на­строения. Шкала нейротизма отражает эмоциональную лабильность, чувствительность и тре­вожность.

Видный современный польский психо­лог Ян Стреляу на основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова-Теплова разработал тест, направленный на изме­рение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня под­вижности (тест-опросник Стреляу). Высокий балл по первой шкале (уровень процессов возбуждения) свидетельствует, что испытуемые отличаются сильной реакцией на внешние раздра­жители, энергичностью, способностью к осуществлению эффективной деятельности: нервная система вы­держивает длительное и часто повторяемое возбуждение. Низкий балл по первой шкале ука­зывает на слабость возбуждения, быстрое достижение запредельно­го торможения. Высокий балл по второй шкале (уровень процессов торможения) отражает силу нервной систе­мы по отношению к процессам торможения, быстрое и прочное уста­новление тормозных условных рефлексов, способность к отказу от активности в условиях запретов. Слабость процессов торможения вызывает затруднение в раз­витии тормозных рефлексов, возможна склонность к импульсивным действиям, слабый самоконтроль. Высокая подвижность (третья шкала) отражает способность нервной систе­мы к гибкому переходу от возбуждения к торможению, быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией. Низкая подвижность указывает на высокую инертность (негибкость) не­рвной системы, для индивида зат­руднен переход к новым навыкам, он часто избегает новых ситуаций.

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко является методикой диагностики типа психопатии и акцентуации характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В опросник включены фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы ит. д.), отношение к близким и окружа­ющим (родителям, друзьям, школе и т. п.) и к некоторым абстрактным категориям (к критике, наставлениям, правилам и законам и т. п.).

Близким к MMPI в содержательном отношении также является опрос­ник X. Шмишека (Schmieschek Fragebogen), предназначенный для ди­агностики акцентуированных типов личности. В его основе лежит кон­цепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Личностный опросник X. Шмишека включает перечень вопро­сов, обращенных к различным установкам и особенностям отношений человека к миру, другим людям, к самому себе.

Известным методом исследования личности является опросник Шестнадцать личност­ных факторов (Sixteen Personality Factors Questionnaire — 16 PF ) (1949), состоящий из большого числа пунктов (187), касающихся жизненных ситуаций. С помощью этого опросника можно оценить каждого испытуемого по каждому из 16 факторов. Таблица 1 Обозначение и интерпретация факторов 16 PF

Положительный полюс Отрицательный полюс
  открытый, легкий, общительный необщительный, отстраненный, критичный
  с развитым логическим мышлением, сообразительный невнимательный или со слабо развитым логическим мышлением
  эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам
  самоуверенный, склонный к лидерству, неуступчивый мягкий, послушный, уступчивый
  +F жизнерадостный, беспечный, веселый -F трезвый, молчаливый, серьезный
  +G совестливый, моралистичный, степенный, аккуратный -G практичный, стремящийся к выгоде, свободно трактующий правила
Положительный полюс Отрицательный полюс
  смелый или даже дерзкий несмелый, застенчивый
  +1 чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением -I полагающийся на себя, реалистичный, рациональный
  +L подозрительный, не дает себя провести -L доверчивый, принимающий условия от других
  с развитым воображением, мечтательный, немного рассеянный прагматичный, занятый мирскими заботами
  +N искушенный, сознательно лояльный, тактичный -N прямой, откровенный, не без трудностей в общении
  +0 обвиняющий себя, неуверенный, возможно обидчивый уверенный в себе, спокойный, безмятежный
  +Q1 экспериментирующий, радикально настроенный, вольномыслящий -Q1 консервативный, уважающий традиции
  +Q2 предпочитающий собственные решения, самодостаточный -Q2 зависимый от группы, несамостоятельный
  +Q3 контролирующий себя, умеющий подчинить себя правилам -Q3 импульсивный, неорганизованный
  +Q4 напряженный, озабоченный планами, усталый -Q4 расслабленный, невозмутимый, возможно инертный
             

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: