Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Упражнения




Тема IV-V. Речь как деятельность человека и

Как продукт деятельности – текст

Речевая деятельность как специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Степень сформированности навыков каждого вида речевой деятельности как критерий оценки уровня владения языком и показатель общей культуры человека. Основные направления совершенствования навыков чтения и слушания. Этапы речевой деятельности: а) ориентировка в ситуации, б) планирование речевого действия, в) его осуществление, г) контроль результатов. Понятие речевой ситуации как исходного момента любого речевого действия, ее важнейшие компоненты.

Текст как речевое произведение, обладающее целенаправленностью, связностью и целостностью. Факторы, определяющие построение текста:

1) фактор адресата (квалификация читателя/слушателя, его интересы и ожидания),

2) тема,

3) форма речи (письменная или устная),

4) речевой жанр (жанры первичные и вторичные).

Вопросы для самопроверки:

- Что такое текст? Каковы его главные особенности?

- Какие значения слова стиль вам известны?

- Что такое стили речи?

- В чем заключаются языковые особенности каждого функционально-смыслового типа речи?

- Какой структурой обладает текст?

- Чем различаются повествование, описание и рассуждение?

- Какие ошибки чаще всего допускаются в содержании текста?

- Как соотносятся литературный язык и функциональные стили?

- В чем заключаются особенности разговорной речи?

Терминологический минимум по теме: речевая ситуация, устная и письменная формы речи, речевой жанр, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), монолог/диалог/полилог.

Упражнения.

1. Определите типы связей предложений.

- Федотов рисовал красную комнату; в углу комнаты – зеркало, в котором отражены стены. На красных стенах висят картины, такие, какие встречались тогда во всех гостиных, имеющих претензии на великолепие … Картины висят симметрично.

Цепная (или последовательная) связь.

- Неповторимый в своей мужественности Мадрид встречал новый, 1937-й год. Наступила холодная бесснежная зима. По опустевшим улицам хлестал холодный дождь. Пронизывающий ветер срывал со стен мокрые яркие плакаты, призывающие к обороне, к революционной дисциплине на фронте и в тылу.

Параллельная связь.

- Шекспир! Это имя, как пароль, открывающий сердца людей, вот уже четыре столетия произносит человечество. В этом апреле, в день его рождения, люди на всем земном шаре будут с великой благодарностью говорить о четырехсотлетнем царствовании на сценах мира этого доброго, гуманного и справедливого «короля драматических поэтов».




Цепная (или последовательная) связь.

- Революции прошлого … Они возникали и гибли, их продавали и покупали, они были безнадежными, как путь Спартака по Аппиевой дороге, они были трагическими и возвышенными, как французская, они были мрачными, как революция Кромвеля. Они меняли государственные устройства, эстетические идеалы, политиков, песни, гимны, даже моды они меняли, манеру говорить и драматургию…

Параллельная связь.

2. Определите стилистическую принадлежность отрывков. Обоснуйте свое мнение.

- В одном из лучших своих романов «Красное и черное» (1831) Стендаль продолжает размышлять над тем же кругом вопросов, которые были им затронуты в «Ванине Ванини». Роман и новеллы - это как бы два варианта в разработке темы счастья на разном материале. Действие романа происходит во Франции эпохи Реставрации. Известно, что замысел романа возник у Стендаля в 1828 году под впечатлением от процесса Лафарга и заметки в разделе криминальной хроники одной из гренобльских газет. Лафарг - юноша, убивший свою неверную возлюбленную. В газете писатель прочитал о покушении, совершенном семинаристом Антуаном Берте на свою любовницу, в доме которой он был воспитателем. (В.П. Трыков).

Научный стиль. Текст сообщает и разъясняет научную информацию (об истории создания произведения). Строгий язык, логичность изложения, без эмоций. Полные предложения, много причастий, точные даты.

- Море пахло так, как пахнет здоровое тело после купания в море. Был чудесный день начала октября. Ничего в мире нет слаще этой прощальной щедрости осеннего солнца. Мы рыбачили в море. Оно было спокойно. Его миражирующая даль сливалась с горизонтом. Казалось, дыхание могучего и доброго животного то слегка приподнимало лодку, то опускало. Дремотный шлепок волны вдруг откачнет ее, и снова спокойное, ровное дыхание. (Ф. Искандер).
Художественный стиль. В тексте используются художественные образы, сравнения, метафоры, синонимы. Поэтический язык и ритм. Полные, распространенные предложения.



- На условиях, оговоренных настоящим договором, автор передает издательству без каких-либо ограничений на весь срок действия договора исключительное право на издание и распространение произведения на территории Российской Федерации и других стран мира любым тиражом и на любых языках, на которых может быть выпущено произведение (из договора).

Официально-деловой стиль. Использование штампов, оборотов, типичных для юридических документов. Отсутствуют средства художественной выразительности, экспрессивные средства. Точная передача деловой информации, которая должна быть понята однозначно.

- Слушай, давай сейчас поедем на дачу к Крыловым? Купим мяса, устроим шашлык. Такая погода, грех дома сидеть. Да и заниматься надоело. Хорошо? Согласен? Тогда быстренько собираемся. Давай!

Разговорный стиль. В тексте передана речь одного из участника диалога. Неполные предложения. Типичные вводные слова. Неофициальность.

3. Докажите, что приведенные отрывок и стихотворение являются текстами. Определите функционально-смысловой тип каждого текста, укажите его разновидность.

- Зашло солнце. Сгущались сумерки. Сад потемнел и расширился до бесконечности. За общей беседой не заметили, как наступила ночь и около вынесенной на стол лампы закружились, заплясали мелкие мотыльки (В. Рождественский).

Доказательство. Все предложения текста посвящены одной теме — описание сумерек в саду. Текст выдержан в едином, художественном стиле. Предложения соединены параллельной синтаксической связью. В то же время в тексте есть смысловое развитие — автор передает, как от вечерних сумерек на сад спускается глубокая ночь с мотыльками. То есть в тексте есть смысловая законченность.
Функционально-смысловой тип текстаповествование. Разновидностьизобразительное повествование, пронизанное авторскими эмоциями.


- Хорошо в застенчивой прохладе

Слушать шелест дальних голосов.

Задрожали золотые пряди

В волосах притихнувших лесов.

Стали сосны сдержанней и глуше,

Все о чем-то шепчутся во сне,

Словно чьи-то старческие души

Загрустили о былой весне.

Я стою и вслух слагаю строчки -

Как чеканят осень пятачки,

Как брусника спелая на кочке

Открывает нежные зрачки.

А вверху над сонными полями

Далеко от вянущей земли

Облака плывут под парусами,

Словно в синем море корабли. (М. Исаковский).

Доказательство. Все предложения текста посвящены одной теме — чувства автора, который любуется осенней природой. Текст выдержан в едином, художественном стиле (стихотворение). Предложения соединены параллельной синтаксической связью, автор описывает разные фрагменты картины природы и себя на этой картине. В тексте есть смысловая законченность.
Функционально-смысловой тип текстаописание. Разновидность описанияпейзаж.

4. Распределите абзацы в логической последовательности. Определите функционально-смысловой тип речи.

3) Важнейшим фактором дизайна, формирующим производственную среду, стал цвет. Он используется с учетом опыта искусства и достижений физиологии, психологии, эстетики.

2) Цвет, форма и назначение предмета неразделимы; цвет может улучшить или ухудшать эстетические и функциональные качества предмета. Цвет и ритм - ведущие начала, организующие конструктивное пространство.

1) Эстетическая выразительность цеха или помещения для отдыха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологические особенности процесса производства.

Последовательность: 3–2–1.
Функционально-смысловой тип речи: рассуждение.

5. Выделите структурно-смысловые компоненты текста. Представьте текст в виде логической схемы.

НАЗВАНИЕ (ИЛИ ЗАГОЛОВОК)





Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 3417; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8829 - | 7639 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.51.69 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.