Развитие тяжёлой промышленности

В период 1956-65гг. («хрущёвская индустриализация») СССР увеличил объем нефтедобычи более чем в два раза за счёт эксплуатации месторождений Урало-Поволжья и (с начала 1960-х) Западной Сибири. Несмотря на то, что в эти годы были введены в эксплуатацию десять новых нефтеперерабатывающих заводов, объёмы нефтедобычи перекрывали потребности экономики и к 1965 г. пятая часть всей нефти направлялась на экспорт. Это обеспечивало СССР деньгами для закупки промышленного оборудования (с 1960 г. — продовольствия) за рубежом.

Увеличение добычи углеводородов привело к бурному развитию в СССР тепловой энергетики, в это время только на территории России было построено полтора десятка крупных ГРЭС и ТЭЦ, в том числе Заинская, Троицкая, Новочеркасская, Конаковская и Киришская, до сих пор входящие в число крупнейших ТЭС России. В эти же годы была построена первая из гигантских гидроэлектростанций Сибири (Братская ГЭС), была запущена первая промышленная Белоярская АЭС. В связи с гонкой вооружений, важное место советское руководство уделяло развитию металлургии, поэтому в годы хрущёвской индустриализации в стране появился ряд новых предприятий, таких как алюминиевые заводы в Шелехове и Волгограде и комбинат Северсталь. Особое место в советской экономике того периода занимала химическая промышленность — в 1958 году был выдвинут лозунг «химизации народного хозяйства». Причиной было катастрофическое отставание этой отрасли от западных стран, особенно в части выпуска продукции потребительского назначения (пластмассы, химволокна и др.). Большие ресурсы углеводородного сырья и доходы от экспорта нефти делали возможным закупку в западных странах химического оборудования и технологий, строительство в регионах Урало-Поволжья серии нефтехимических комбинатов. Выявившаяся в начале 1960-х неспособность советского сельского хозяйства обеспечить продовольственную безопасность страны привела к необходимости развития промышленности минеральных удобрений, их производство только за годы собственно семилетки выросло более чем вдвое. Производство потребительских товаров В силу политических, идеологических и демографических причин, период хрущёвской «оттепели» был первым в истории советской плановой экономики, когда наряду с развитием тяжёлой промышленности предполагалось значительное увеличение производства потребительских товаров и всего, так или иначе связанного с потребностями людей, а не военно-промышленного комплекса и ресурсопотребляющих сырьевых отраслей. Брошенный лозунг «Догнать и перегнать Америку (по производству …)» косвенно свидетельствовал о признании советским руководством отставания уровня развития экономики от западных стран (хотя в официальной пропаганде они продолжали считаться «загнивающей» и обречённой экономической формацией). Отставание касалось качества питания (душевого потребления важнейших продуктов, прежде всего — мяса), жилищных условий (особенно в сравнении с США), возможности приобрести те или иные товары длительного пользования (бытовая техника и др.), транспортной подвижности (уровень автомобилизации, развитость железнодорожных и авиаперевозок) и т. д. Хрущёвские годы наиболее известны попытками государства решить жилищную проблему путём развития промышленного домостроения — сооружения микрорайонов из 5- и 9-этажных типовых блочных домов. Снижение себестоимости строительства позволяло увеличить ввод жилья (хрущёвка). Попытки увеличение выпуска сельхозпродукции в конце 1950-х касались освоение целинных земель, то есть экстенсивного увеличение посевных площадей. В дальнейшем СССР начал закупать за рубежом большие объёмы фуражного зерна, поскольку не имел достаточных кормовых ресурсов для увеличения производства мяса. Решение этой проблемы «своими силами» сначала выражалось в массовом внедрении «районированных» сортов кукурузы, сахарной свёклы и некоторых других культур в районах, непригодных для их выращивания, а с начала 1960-х годов — в увеличении выпуска удобрений и сельхозтехники. В период 1956—1965 годов в СССР активно развивалось производство легковых автомобилей (ГАЗ-21 «Волга», Москвич-402, Москвич-407 и Москвич-403, ЗАЗ-965 «Запорожец»), объем их выпуска возрос с 97 792 ед. до 201 175 ед. За основу наиболее массовых моделей были взяты зарубежные образцы.[ источник не указан 15 дней ] В 1950-1960-е годы в СССР бурно развивалась авиационная промышленность, на базе собственных разработок (в том числе военных) был начат крупносерийный выпуск пассажирских самолётов, в том числе реактивного Ту-104.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: