Себестоимость продукции (работ, услуг) – важнейший показатель работы предприятия. Он выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализованной продукции и отдельных ее видов.
Основные пути снижения себестоимости продукции:
1. Снижение материалоемкости продукции за счет пересмотра норм расхода по основным направлениям затрат. Снижение норм приводит к снижению общих затрат на материалы, их транспортировку, хранение; сокращается численность работников по работе с материалами (учетчики, кладовщики)
2. Снижение трудоемкости выполняемых работ. В результате сокращается численность основных рабочих, что является предпосылкой сокращения накладных расходов, рассчитываемых от их заработной платы.
3. Снижение накладных расходов за счет сокращения управленческого персонала; ликвидации или передачи в аренду неиспользуемых фондов предприятия; оптимизации обслуживающих процессов (системы внутрипроизводственных перевозок, планово-предупредительных ремонтов)
4. Повышение квалификации персонала за счет организации подготовки и переподготовки кадров. Это позволит сократить потери от брака, некачественного управленческого решения, повысить производительность труда.
При снижении себестоимости продукции предприниматель достигает ряд целей:
- Организация производства конкурентоспособной продукции с меньшими издержками по более низкой цене;
- Владение качественной и реальной информацией о себестоимости различных видов продукции и их позициях на рынке сравнительно с другими производителями;
- Иметь возможности и резервы при использовании гибкого ценообразования;
- Обеспечить себя объективными данными при составлении бюджета предприятия;
- Иметь возможность оценивать деятельность каждого элемента предприятия относительно финансовых аспектов;
- Повысить скорость принятия конкретных и эффективных решений менеджерами (управленческим персоналом) предприятия.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг как главный источник финансо-вых ресурсов в организациях.
Денежные поступления организации – совокупность денежных средств, поступающая в распоряжение организации.
Они включают:
- выручку от реализации продукции (работ, услуг);доходы от финансовой деятельности;
- доходы от инвестиционной деятельности;
- бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции;
- банковские кредиты;
- суммы страховых возмещений;
- финансовую помощь вышестоящих и других организаций;
- средства учредителей;
- паевые взносы.
Под доходами предприятия признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности.
Источниками формирования денежных доходов выступают:
- выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг);
- доходы от финансовой деятельности;
- доходы от инвестиционной деятельности.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.
Выручка – основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям:
– основному;
– инвестиционному;
– финансовому.
Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продаж внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Законодательно закреплены 2 метода отражения выручки от реализации продукции:
- по отгрузке товара (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов – метод начислений;
- по мере оплаты – кассовый метод.
Доходом организации считается выручка за вычетом из нее обязательных налогов и сборов. Своевременное поступление выручки – непременное условие непрерывного процесса производства.
Во–первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником средств организации и занимает наибольший удельный вес среди других возможных поступлений средств.
Во–вторых, процесс кругооборота средств организации заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, за счет которой возмещаются затраты на производство и создаются необходимые условия для возобновления следующего кругооборота.
Выручка от реализации продукции и услуг включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления.
Первая часть выручки, себестоимость, направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, и выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства.
Вторая часть выручки – прибыль. Она является источником формирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств.
Третья часть выручки представляет собой косвенные налоги и отчисления.
Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Выручка – основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
Планирование и прогнозирование поступлений выручки реализации основывается на учете двух факторов:
- емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения;
- производственных мощностей организации, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком.
Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализованной продукции в действительных ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Существует два метода определения плановой выручки:
- прямого счета и
- расчетный
Метод прямого счета основан на гарантированном спросе.
Выручку от реализации можно определить по следующей формуле:
В = Р * Ц,
где Р – объем сопоставимой реализованной продукции,
Ц – цена единицы реализованной продукции.
Основой расчетного метода является объем реализованной продукции, корректируемый на входные и выходные остатки:
В = Он + ТП – Ок
где Он – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
ТП – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
Ок – остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
На величину выручки от реализованной продукции, работ, услуг, влияют следующие факторы непосредственно зависящие от деятельности организации:
- в сфере производства:
- объем производства,
- его структура,
- ассортимент выпускаемой продукции,
- качество и конкурентоспособность продукции,
- ритмичность производства;
- в сфере обращения:
- уровень применяемых цен,
- ритмичность отгрузки;
- своевременное оформление платежных документов;
- соблюдение договорных условий;
- применяемые формы расчетов.