ГЛАВА 4. «Оттепель» в литературно-художественной жизни

Критика «куль­та личности», начало реабилитации репрессированных и другие при­знаки потепления общественно-политической атмосферы вызвали повсеместный горячий отклик. Одними из первых на перемены от­кликнулись литераторы. Осенью 1953 г. редактируемый А. Т. Твардов­ским «Новый мир» опубликовал статью В. Померанцева «Об искрен­ности в литературе». В ней проводилась мысль о благотворности раз­личных литературных школ, направлений и необходимости «честно писать», не думая «о выражении лиц высоких и невысоких читателей». В обновленческом ключе написаны роман «Времена года» В. Пановой, напечатанный в этом журнале в октябре—декабре 1953 г., и опублико­ванные ранее статьи В. Овечкина, показывавшие действительность без прикрас и лакировки. В апреле 1954-го на страницах этого журнала появляется статья Ф. Абрамова «Люди колхозной деревни в послево­енной прозе с резкой критикой схематического изображения реаль­ности в «образцовых» романах о деревне, созданных в 40-е годы. Той же весной в журнале «Знамя» появились главы из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», а в «Новом мире» — повесть «Оттепель» И. Эренбурга. Эти произведения подводили читателей к осознанию губительности ат­мосферы, царившей ранее в Советской стране

Однако первую «оттепель» уже в мае 1954 г. сменили «заморозки». 23 июля секретариат ЦК под председательством Н. С. Хрущева принял постановление в духе 1946 г.: осудил Твардовского за подготов­ленную к публикации поэму «Теркин на том свете».

Консервативная линия развития литературы, связанная с боль­шими сомнениями по поводу взятого курса на «десталинизацию» и необходимости прекращения борьбы с космополитизмом, получила

трибуну в журналах «Октябрь» и «Нева». Литературным памятником консерватизма начинавшейся послесталинской эпохи является роман «Тля» И. Шевцова, герои которого, молодые московские художники, недуг борьбу «за реалистическое искусство» с критиками, которым покровительствует знаменитый художник-модернист Барселонский (пародия на И. Эренбурга).

Таким образом, уже вскоре после марта 1953 г. дали о себе знать группировки реформаторов-антисталинистов и консерваторов-стали­нистов, которые породили в дальнейшем все разнообразие направле­ний в литературно-художественной и общественной жизни страны.

Возникшая в литературно-художествен ной среде «групповщина» пала проблемой всей последующей истории советской культуры.

Конфликт групповых интересов перешел в открытую фазу в пери­од с апреля 1955 по март 1956 г. Требования реабилитации бывших «космополитов» и расследования конкретной вины некоторых лите­ратурных чиновников вызвали упреки в «реваншистских настроени­ях» со стороны писателей, обличавших космополитизм. Наличие «груп­повщины» в литературной среде осуждалось уже на II съезде писате­лей в декабре 1954 г.

После XX съезда КПСС идеологическое давление со стороны офи­циальных политических и литературных начальников на деятелей ли­тературы и искусства было ослаблено. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина и Жданова. Восстановлены были имена репрессированных деятелей литературы и искусства (Вс. Э. Мейерхольд, Б. А. Пильняк, И. Э. Бабель, И, И. Катаев). Появились новые издания С. А. Есенина, А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко.

Интенсивность и противоречивость обновленческого процесса в культуре и идеологии получили свое выражение в работе 1 съезда художников и II съезда композиторов (1957), III съезда писателей (1959), совещания историков (1962), в периодических встречах руководителей партии с творческой интеллигенцией (1957, 1962, 1963), расширении жспозиционной деятельности музеев и выставочных залов. Открытием целой эпохи стала художественная выставка 1962 г., где впервые экспо­нированы полотна 20—30-х годов, не укладывающиеся в рамки «социа­листического реализма» и находившиеся в запасниках музеев.

В декабре 1960 г. в «Юности» опубликована статья критика Ст. Рас­садина «Шестидесятники» — о писателях нового литературного поко­ления, их героях и читателях. В дальнейшем определение «шестидесят­ник» стало общеупотребительным — так называли писателей демо­кратического направления, творивших во второй половине 50-х и в 60-х годах.

Деятельность шестидесятников находила «понимание» и поддер­жку высокопоставленных либералов в правящей Коммунистической партии.

Консервативные тенденции в развитии культуры 50-х — начала 60-х годов проявлялись в периодических приступах активности Н. С. Хру­щева, направленной на соблюдение идейной непорочности культуры. И начале 1957 г. резкой критике за «нигилистическое перечеркивание советской действительности» был подвергнут Дудинцев за роман «Не хлебом единым». Оскорбительную критику испытали на себе писатели Л. Вознесенский, Д. Гранин, С. Кирсанов, художник Р. Фальк, скульп­тор Э. Неизвестный, режиссер М. Хуциев. Хрущев требовал «отраже­нии» художниками достижений Коммунистической партии и совет­ского народа, считая это главной задачей литературы и искусства. Са­мый громкий скандал разразился в декабре 1962-го, когда Хрущев во время посещения художественной выставки в Манеже подверг разно­су сложные для его понимания работы молодых художников.

Гуманистические тенденции в развитии советской литературы и кинематографа тех лет наиболее ярко сказались на художественном осмыслении темы войны, совершенно по-новому прозвучавшей в рас­сказе М, Шолохова «Судьба человека» о тяжелой дороге через войну и фашистский плен русского солдата Андрея Соколова; в первой части трилогии К. М. Симонова «Живые и мертвые»; в фильмах Г. Н. Чухрая «Валлада о солдате» и М. К. Калатозова «Летят журавли».

На развитии литературно-художественной и общественной жизни и стране во многом сказалось образование бюро ЦК по РСФСР в рамках решения XX съезда партии о расширении прав союзных рес­публик. Бюро создано 27 февраля 1956 г.

В годы работы бюро (1956-1966) в РСФСР был создан ряд республиканских организа­ций, в том числе Союз писателей, Союз художников, Союз компози­торов, Сибирское отделение Академии наук СССР в Новосибирске.

Активно в период «оттепели» развивалась «деревенская проза». Ее родоначальниками мыли В. Солоухин с его книгой «Владимирские проселки» (1958) и И. Шукшин, опубликовавший в издательстве «Молодая гвардия» в 1962 г. одну из наиболее ярких книг «деревенского» направления — «Сель­ские жители». Массовый приход «деревенщиков» в литературу начался в середине 60-х годов. Он был связан с именами Ф. Абрамова, И. Астафьева, В. Белова, А. Знаменского, В. Лихоносова, Е. Носова, И. Распутина, А. Романова, Г. Трое польского, О. Фокиной, В. Шугаева[7].

Таким образом, проведенная реформа системы руководства культурой способствовала оздоровлению всей художественной культурой. В данном случае, большое значение для духовной жизни советского общества имело осуждение культа личности Сталина. В изучаемые нами годы были созданы произведения культуры, которые составили «Золотой фонд» Отечественной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: