Критика «культа личности», начало реабилитации репрессированных и другие признаки потепления общественно-политической атмосферы вызвали повсеместный горячий отклик. Одними из первых на перемены откликнулись литераторы. Осенью 1953 г. редактируемый А. Т. Твардовским «Новый мир» опубликовал статью В. Померанцева «Об искренности в литературе». В ней проводилась мысль о благотворности различных литературных школ, направлений и необходимости «честно писать», не думая «о выражении лиц высоких и невысоких читателей». В обновленческом ключе написаны роман «Времена года» В. Пановой, напечатанный в этом журнале в октябре—декабре 1953 г., и опубликованные ранее статьи В. Овечкина, показывавшие действительность без прикрас и лакировки. В апреле 1954-го на страницах этого журнала появляется статья Ф. Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе с резкой критикой схематического изображения реальности в «образцовых» романах о деревне, созданных в 40-е годы. Той же весной в журнале «Знамя» появились главы из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», а в «Новом мире» — повесть «Оттепель» И. Эренбурга. Эти произведения подводили читателей к осознанию губительности атмосферы, царившей ранее в Советской стране
|
|
Однако первую «оттепель» уже в мае 1954 г. сменили «заморозки». 23 июля секретариат ЦК под председательством Н. С. Хрущева принял постановление в духе 1946 г.: осудил Твардовского за подготовленную к публикации поэму «Теркин на том свете».
Консервативная линия развития литературы, связанная с большими сомнениями по поводу взятого курса на «десталинизацию» и необходимости прекращения борьбы с космополитизмом, получила
трибуну в журналах «Октябрь» и «Нева». Литературным памятником консерватизма начинавшейся послесталинской эпохи является роман «Тля» И. Шевцова, герои которого, молодые московские художники, недуг борьбу «за реалистическое искусство» с критиками, которым покровительствует знаменитый художник-модернист Барселонский (пародия на И. Эренбурга).
Таким образом, уже вскоре после марта 1953 г. дали о себе знать группировки реформаторов-антисталинистов и консерваторов-сталинистов, которые породили в дальнейшем все разнообразие направлений в литературно-художественной и общественной жизни страны.
Возникшая в литературно-художествен ной среде «групповщина» пала проблемой всей последующей истории советской культуры.
Конфликт групповых интересов перешел в открытую фазу в период с апреля 1955 по март 1956 г. Требования реабилитации бывших «космополитов» и расследования конкретной вины некоторых литературных чиновников вызвали упреки в «реваншистских настроениях» со стороны писателей, обличавших космополитизм. Наличие «групповщины» в литературной среде осуждалось уже на II съезде писателей в декабре 1954 г.
|
|
После XX съезда КПСС идеологическое давление со стороны официальных политических и литературных начальников на деятелей литературы и искусства было ослаблено. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина и Жданова. Восстановлены были имена репрессированных деятелей литературы и искусства (Вс. Э. Мейерхольд, Б. А. Пильняк, И. Э. Бабель, И, И. Катаев). Появились новые издания С. А. Есенина, А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко.
Интенсивность и противоречивость обновленческого процесса в культуре и идеологии получили свое выражение в работе 1 съезда художников и II съезда композиторов (1957), III съезда писателей (1959), совещания историков (1962), в периодических встречах руководителей партии с творческой интеллигенцией (1957, 1962, 1963), расширении жспозиционной деятельности музеев и выставочных залов. Открытием целой эпохи стала художественная выставка 1962 г., где впервые экспонированы полотна 20—30-х годов, не укладывающиеся в рамки «социалистического реализма» и находившиеся в запасниках музеев.
В декабре 1960 г. в «Юности» опубликована статья критика Ст. Рассадина «Шестидесятники» — о писателях нового литературного поколения, их героях и читателях. В дальнейшем определение «шестидесятник» стало общеупотребительным — так называли писателей демократического направления, творивших во второй половине 50-х и в 60-х годах.
Деятельность шестидесятников находила «понимание» и поддержку высокопоставленных либералов в правящей Коммунистической партии.
Консервативные тенденции в развитии культуры 50-х — начала 60-х годов проявлялись в периодических приступах активности Н. С. Хрущева, направленной на соблюдение идейной непорочности культуры. И начале 1957 г. резкой критике за «нигилистическое перечеркивание советской действительности» был подвергнут Дудинцев за роман «Не хлебом единым». Оскорбительную критику испытали на себе писатели Л. Вознесенский, Д. Гранин, С. Кирсанов, художник Р. Фальк, скульптор Э. Неизвестный, режиссер М. Хуциев. Хрущев требовал «отражении» художниками достижений Коммунистической партии и советского народа, считая это главной задачей литературы и искусства. Самый громкий скандал разразился в декабре 1962-го, когда Хрущев во время посещения художественной выставки в Манеже подверг разносу сложные для его понимания работы молодых художников.
Гуманистические тенденции в развитии советской литературы и кинематографа тех лет наиболее ярко сказались на художественном осмыслении темы войны, совершенно по-новому прозвучавшей в рассказе М, Шолохова «Судьба человека» о тяжелой дороге через войну и фашистский плен русского солдата Андрея Соколова; в первой части трилогии К. М. Симонова «Живые и мертвые»; в фильмах Г. Н. Чухрая «Валлада о солдате» и М. К. Калатозова «Летят журавли».
На развитии литературно-художественной и общественной жизни и стране во многом сказалось образование бюро ЦК по РСФСР в рамках решения XX съезда партии о расширении прав союзных республик. Бюро создано 27 февраля 1956 г.
В годы работы бюро (1956-1966) в РСФСР был создан ряд республиканских организаций, в том числе Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов, Сибирское отделение Академии наук СССР в Новосибирске.
Активно в период «оттепели» развивалась «деревенская проза». Ее родоначальниками мыли В. Солоухин с его книгой «Владимирские проселки» (1958) и И. Шукшин, опубликовавший в издательстве «Молодая гвардия» в 1962 г. одну из наиболее ярких книг «деревенского» направления — «Сельские жители». Массовый приход «деревенщиков» в литературу начался в середине 60-х годов. Он был связан с именами Ф. Абрамова, И. Астафьева, В. Белова, А. Знаменского, В. Лихоносова, Е. Носова, И. Распутина, А. Романова, Г. Трое польского, О. Фокиной, В. Шугаева[7].
|
|
Таким образом, проведенная реформа системы руководства культурой способствовала оздоровлению всей художественной культурой. В данном случае, большое значение для духовной жизни советского общества имело осуждение культа личности Сталина. В изучаемые нами годы были созданы произведения культуры, которые составили «Золотой фонд» Отечественной культуры.