Когда можно будет понять – станет ли ребенок звездой художественной гимнастики или это будут занятия «для здоровья»?

— Очень часто родители своими амбициями забивают ребенка и не дают ему возможности показать себя. Вот приводят они ребенка - чисто внешне удивительно красивого... Вообще внешний вид играет огромное значение в художественной гимнастике: красивый ребенок - замечательно, но ведь ребенок должен быть «с головой» - у девочки должна быть хорошая координация, зрительная память, она должна быстро запоминать, улавливать. Такое сочетание встречается нечасто: допустим, у ребенка отличные внешние данные, но запомнить ничего не может – все, можно ставить крест.

— А наоборот бывает – все запоминает, но внешние данные не очень?

— Да, бывает – такие дети, как правило, добиваются больших успехов. Вообще, часто родители слишком рано начинают думать, что их ребенок звезда. Да, она выиграла первое место на юношеских олимпиадах, но это еще ни о чем не говорит. Некоторые дети сразу уловили смысл, дали хороший старт, но встали на одном месте, а другие будут целый год долбать, зато потом, когда они усвоят, делают такой большой скачок, что первым их просто не догнать. Во-вторых, сейчас гимнастика воспринимается как очень дорогой вид спорт. Он и всегда считался элитным. Отсев из-за финансовой стороны дела идет постоянно, потому что родители поначалу не понимают, что оплата занятий – это только полдела. Если они не готовы вкладывать в ребенка, то не смысла заниматься. Скажем, купальники дорогие – на самую маленькую кроху купальник будет стоить 7-8 тысяч рублей, для детей постарше купальники идут от 14 тысяч. Приклеили стразы (а на купальник их нужно около 5-6 тысяч штук) – цена разу же выросла в несколько раз. Стоимость купальников для выступлений доходит до 50 тысяч рублей. Предметы также дорогие. Ни один тренер не будет возить ребенка на соревнование с ширпотребом – это просто нонсенс. Мы в основном пользуемся товарами японского производства. От качества предмета зависит очень многое. Дешевый мяч стоит 2500-3000 руб., мяч получше обойдется в 4000-4500, лента стоит где-то 1500 руб., палочка булавы от 2500 руб., скакалку можно купить за 1000 руб., ну и обруч до 2000, тут цена зависит от размера.

— С предметами понятно – их качество напрямую влияет на результат, а купальник может быть не таким дорогим? Ребенок очень талантливый, но выступает в среднем купальнике.

— В жюри есть бригада артистизма, и когда выходит девочка красивая, то Вы проникаетесь к ней. Она может технически что-то завалить, но с точки зрения артистизма будет смотреться здорово – просто, потому что красивая. А иногда выходит девочка толстенькая, кривоногая, и вроде шпарит как надо, но эстетически проигрывает. К сожалению, у нас вид спорта такой жестокий, что девочки способные, но без внешних данных проигрывают.

— Получается, что посмотреть на ребенка и сказать, что он будет звездой – нельзя.

— Это будет просто неправильно. Все зависит от труда и от здоровья. Чтобы добиться результатов, хотя бы попасть в сборную России, нужно тренироваться минимум 8 часов в день.

— 8 часов в день?

— Минимум. Простые гимнастки, которые выполняют программу мастера спорта, тренируются 4-5 часов в день. Это титанический труд. Вы не представляете, как дети в кровь разбивают ноги, пальцы, в синяках ходят, в ссадинах. Вот летят две булавы, каждая по 150 грамм, их бросают 6-7 метров вверх. А ведь может попасть в зубы, может в глаз. У моей дочери шрам от такой булавы, другой девочке на соревнованиях выбило зубы. Многие не думают об этом, но это все не так просто, как кажется на первый взгляд. У меня одна мама привела девочку: «Как здорово, художественная гимнастика, все замечательно», а потом отказались заниматься: «Мы не думали, что у Вас так трудно. Вот Кабаева, она так улыбается, когда выступает». А у нас все улыбаются, потому что это спорт такой: ты всем своим телом должен выражать эмоции, быть артистичным.

— Непросто улыбаться при таких нагрузках.

— Это выдержка, спокойствие. Сложно, конечно. А растяжка? Прыжок шагом-шпагат – представьте, насколько должен быть растянут ребенок, чтобы в прыжке шагом делать шпагат? Многие бросают занятия по причине проблем со здоровьем. Часто бывают проблемы с позвоночником, особенно когда организм идет в сильный рост, начинают болеть суставы, не все выдерживают.

— Одни родители просто хотят видеть ребенка гибким и подтянутым, другие же ориентированы на результаты и звания. Как в этом случае строится работа с детьми?

— Это вначале говорят, что хотят просто стать гибкими и подтянутыми. Прозанимавшись год-два 99,9% из них начинают хотеть результатов – все амбициозны. У нас в одном разряде выступают 50 человек, призовых мест всего 3. Не могут все быть успешными. Хотя мы стараемся устраивать больше всероссийских турниров, чтобы дать детям возможность показать себя.

— Многие мои знакомые руководители детских творческих студий, клубов отказываются от участия в соревнованиях как раз по этой причине – призовых место всего три, а дети очень ранимые, очень глубоко переживают поражения. Они предпочитают более спокойную жизнь, чтобы не травмировать своих детей.

— У нас родители просто уходят к другим тренерам, если их дети не участвуют в соревнованиях. Они приходят и сразу спрашивают: "На каком уровне мы участвуем в соревнованиях? Где? Как?".

— Т.е. большая часть родителей все-таки ориентированы на звания, на победы?

— В большинстве своем да. А спорт-то жестокий сам по себе. Многие дети так и не доходят до больших соревнований. Внутри клуба да, но не более того. На вопросы родителей по этому поводу мы популярно объясняем, что не всем это дано.

— Как в таком случае реагируют родители?

— Знаете, как говорят: "Когда ребенок учится хорошо, то это заслуга ребенка, а если плохо, то виноват учитель". Резко кончено, но в основном это так. Чаще всего родители обижаются, уходят к другому тренеру, если туда берут (как правило, не берут). Понимаете, если растянуть можно любого, растянуть грамотно, без последствий, то позвоночник-то мы ломать не будем. Мы с помощью упражнений можем сделать его более гибким, но у каждого есть свой предел этой самой гибкости. Хотя, даже в таких случаях мы стараемся дать ребенку шанс: не хватает гибкости, но может хорошо прыгать, значит будем включать в программу сложные прыжки.

— Как сделать так, чтобы соревнования стали стимулом для ребенка? Ведь действительно не все могут победить. Ну, раз он проиграл, второй раз ничего не занял – на третий раз он может просто отказаться.

— Должен быть психологический настрой со стороны родителей и тренера, конкретная цель на каждое соревнование. Если нужно, чтобы ребенок победил, и он готов к этому, то ты настраиваешь его: «Эти соревнования для тебя очень важны, ты должна показать себя, ты можешь это». А есть соревнования, на которых просто обкатывается новая программа. Потому что бывает так, что от выступления к выступлению повторяется одна и та же ошибка, в одном и том же элементе - ребенок застопорился на одном месте. Есть соревнования, когда ребенок знает, что не выиграет, т.к. там дети сильнее, но нужно приблизиться к ним. Т.е. цели разные, разные задачи. А бывают соревнования, где не важно, кто какое место займет – главное выполнение разряда. Т.е. главное - набрать нужное количество баллов. Ребенок может не стать призером в таких соревнованиях, но он наберет баллы для разряда.

— Получается, что есть соревнования за места, а есть на выполнения разряда?

— Конечно. Тут все зависит от того, как тренер настроит ребенка, как родители все ему преподнесут. Но к сожалению, если цели и задачи тренера и родителей не совпадают, если они работают не в тандеме, то пиши пропало. Ведь бывает так, что родители нацеливают ребенка на достижение каких-то результатов, на какие-то места, а ребенок просто не готов, еще не умеет делать этого. Такие моменты очень сложные для него психологически. Есть дети, которые в 6 лет начали заниматься, есть те, которые пришли в 7-8. На первом этапе имеет большое значение, когда ребенок начал заниматься. Это потом они уже уравниваются. Ну и дружба с головой играет свою роль. Как правило, двоечников-троечников у нас нет, все хорошо учатся в школе.

— Кстати, по поводу отличников – если гимнастки занимаются по 5-8 часов в день, то когда они успевают учиться?

— Моя дочь с медалью закончила школу – каждый день сидела до 2-3 часов ночи.

— Не жалеет?

— Ничуть. После окончания школы ее пригласили в Санкт-Петербургский железнодорожный институт, где очень культивируется художественная гимнастика в ВУЗах. Она прошла собеседование, во время учебы выступала за свой институт, неоднократно становилась чемпионкой России по соревнованиям среди ВУЗов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: