Общие и специальные принципы воспитания детей с ограниченными возможностями

Современная педагогика ориентирована на гуманистические принципы и методы воспитания (Гриценко Л.И., 2005; Сласте-нин В.А., 2005; Смирнов С.А., 1999; и др.) и соответственно этому указывает следующие задачи, от решения которых зависит успешность целенаправленного воспитания:

- формирование личностного стиля взаимоотношений учени­ка со сверстниками и педагогом;

- создание системы положительных целей (мотивация);

- эмоционально личностный, диалогический подход в воспи­тании;

- воспитание через взаимодействие;

- воспитание через творчество.

Специальная педагогика, полностью признавая значимость указанных общепедагогических принципов и принимая их в своей работе, вместе с тем в соответствии с задачами развития ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности строит вос­питательный процесс, исходя также из определенных специфи­ческих принципов.

Рассмотрим более подробно содержательную суть каждого из выделенных специальных принципов.

Принцип нормализации предполагает, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности должно протекать в естественной, обычной для любого ребенка данного возраста среде (или максимально приближенной к обычной сре­де), не изолированно, а в окружении и взаимодействии с обычны­ми воспитанниками и взрослыми.

Принцип раннего начала, интервенционного, развивающего ха­рактера и превентивности (предупреждения) специального воспитания предусмат­ривает не только своевременную (с момента обнаружения откло­нений или нарушений в развитии) коррекционно-воспитатель-ную помощь, и особенно в первые месяцы жизни, но и преду­преждение возможных отклонений личностного развития благо­даря опережающим коррекционно-воспитательным мерам и ориен­тации воспитателя на «зону ближайшего развития» ребенка.

Интервенционная особенность специального воспитания со­стоит в том, что при появлении отклонений или нарушений в развитии ребенка, могущих отрицательно повлиять на ход его даль­нейшего становления как социального существа, педагог, воспи­татель активно вмешиваются (интервенция — вмешательство) в этот процесс, прерывая или видоизменяя его, создавая условия, адекватные ситуации — среду жизнедеятельности. Если обычному ребенку раннего и дошкольного возраста для нормального разви­тия и социализации бывает вполне достаточно обычного семей­ного воспитания, которое осуществляют родители и родственни­ки, то для ребенка с нарушенным развитием обязательны ранняя специальная педагогическая помощь (своевременное вмешатель­ство в ситуацию, негативно влияющую на ход развития) и специ­альная организация воспитания, что служит фактором, опреде­ляющим всю его дальнейшую судьбу, его возможности в реализа­ции взрослой жизни.

Генетический принцип, обязательный для правильной органи­зации коррекционно-воспитательного процесса, базируется на данных специальной психологии о том, что развитие психики детей с ограниченными возможностями подчиняется тем же законо­мерностям, которые свойственны развитию нормального ребенка.

Принцип коррекционно-развиватщеи и компенсирующей направ­ленности воспитания -~ этот принцип предусматривает такую организацию коррекционно-воспитательной работы с ребенком или подростком, благодаря которой необходимые социокультур­ные нормы и ценности, недоступные для освоения обычным пу­тем, будут осваиваться им с использованием специальных средств и обходных путей, через развитие компенсаторных механизмов в сенсомоторике и психике.

Принцип социально-адаптирующей направленности воспитания предполагает такое построение всей работы, которое будет со­действовать формированию у воспитанника социальной и лично­стной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой, нормальной жизни современного человека, про­буждению и закреплению у него способности и мотивации к са­мореализации и самоутверждению, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свое существова­ние.

Принцип деятельностно-практического освоения социокультур­ных норм и ценностей, жизненно значимых компетенций.. Практическая деятельность для них оказывается важнейшим, часто основным путем познания окружающей жиз­ни, средством компенсации утраченных или нарушенных физи­ческих или психических структур.

Учитывая трудности словесного опосредования, характерного для всех категорий детей с откло­нениями в развитии, обретение социального опыта, выработка адекватного социального взаимодействия, норм поведения и об­щения осуществляются, особенно на начальных этапах коррекци­онно-воспитательной работы, именно в разнообразной практи­ческой деятельности, моделирующей те или иные ситуации, тре­бования и условия социокультурного окружения.

Принцип единства воспитания, обучения и оздоровления под­черкивает неразрывную связь воспитания с обучением и коррекционной работой; и это единство пронизывает все элементы жиз­недеятельности воспитанника на протяжении периода бодрство­вания в течение дня и день за днем.

Оно включает в себя не только неотъемлемое воспитательное воздействие, но и учебную деятель­ность, и коррекционно-воспитательную работу (за рубежом при­нят термин «терапия», обозначающий любые помогающие, коррекционно-педагогические, адаптирующие действия по отноше­нию к воспитаннику), и уход. Не менее значимой составной час­тью является процесс оздоровления воспитанников, так как мно­гие из них помимо нарушений в развитии нуждаются в укрепле­нии здоровья.

Этому служат: охранительный режим в организации жизнедеятельности воспитанников, а также оберегающие здоровье технологии специального образования, занятия адаптивной физи­ческой культурой, медицинское сопровождение коррекционно-об-разовательного процесса.

Принцип инвидуально-личностного подхода к организации воспи­тательного процесса и к оценке его результатов обусловлен глубоким своеобразием развития личности каждого воспитанника с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Значимые различия в возможностях (темпе, качестве, объеме) освоения со­циокультурных компетенций предполагают разработку и реализа­цию индивидуальных программ формирования и развития лично­сти.

Оценка результатов воспитания происходит, прежде всего, в сравнении с предыдущими характеристиками ребенка, что пока­зывает его индивидуальное продвижение вперед, и только затем оценивается достигнутый уровень социокультурного адаптирова­ния и освоения жизненно важных компетенций.

Помимо указанных специальных принципов, как мы уже от­мечали, воспитание детей с ограниченными возможностями жиз­недеятельности опирается и на общепедагогические принципы воспитания, предусматривая, однако, особенности их реализа­ции во взаимодействии с детьми, имеющими особые образова­тельные потребности. Рассмотрим основные принципы, форму­лируемые сегодня общей педагогикой, и их использование при­менительно к системе специального образования.

Принцип формирования личностного стиля взаимоотношений предполагает присутствие в воспитательном процессе сложней­шего коммуникативного комплекса действий, ориентированного на коррекционно-воспитательные цели.

Его основой являются глу­боко личностные отношения между воспитателем и ребенком: от личности к личности, от субъекта к субъекту, от воспитателя к ребенку не только передается воспитывающее содержание, но и происходит обмен эмоционально-ценностными установками. В этом взаимосвязанном процессе взаимодействия и воспитателя, и ре­бенка следует рассматривать как саморазвивающиеся системы, каж­дая из которых строит себя в соответствии со своими возможно­стями. Такое самопостроение возможно только в условиях коопе рации с окружающими (во взаимоотношениях и во взаимодей­ствии с ними).

В воспитательном взаимодействии важен его диалогический характер.. В этом контексте ключевое значение приобретает такая характеристика педагогического вза­имодействия, как доверие. Именно оно позволяет преодолеть неконтактность ребенка, раскрыть и увидеть его внутренний мир, построить воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей. Ребенок с ограниченными возможностями жизне­деятельности верит и доверяет воспитателю, обращен к нему и открыт, видит в нем человека, принимающего огромное участие в его жизни. Многим педагогам, имеющим большой опыт рабо­ты, хорошо известно, сколь безграничным бывает доверие ум­ственно отсталого или глухого воспитанника своему воспитателю.

Принцип создания положительного эмоционального фона про­низывает всю атмосферу работы с ребенком.

Радость от жизни и доверие к ней являются динамическими условиями вовлеченности и идущего от собственного желания ре бенка включения в жизнедеятельность. Он сам создать для себя такие условия не может. Это — задача воспитателя и, безусловно, родителей. Но и радость, и доверие ребенка могут возникнуть толь­ко тогда, когда его принимают, признают (таким, каков он есть) все те, кто его воспитывает, кто составляет круг его общения и взаимодействия.

Эмоционально-ценностный аспект коммуникации воспитате­ля и ребенка предполагает не только эмоциональную насыщен­ность передаваемой ребенку воспитательной информации, но и то, как, каким образом эта информация передается. Мяг­кое, доброжелательное, сердечное отношение, сопровождающее процесс воспитания, воспринимается ребенком позитивно и со­здает доверительную атмосферу, способствуя достижению успеха

Растущий, развивающийся человек должен учиться понимать, что он может достигать каких-либо результатов, только прикла­дывая для этого определенные усилия, превозмогая себя, побеж­дая затруднения. Для него важно и полезно принять как данность то, что существуют границы его усилий и доступных ему резуль­татов; он должен научиться понимать это и правильно к этому относиться. Однако всему этому — осознанию реальных собствен­ных возможностей и способам преодоления затруднений в реше­нии доступных житейских задач — ребенка могут научить только воспитатель и родители.

Все их общение должно происходить в атмосфере тепла и добросердечности. Терпение, мяг­кая настойчивость, учет и использование индивидуальных воз­можностей, потребностей, особенностей характера и психической организации воспитанника дают гораздо больший эффект, чем авторитарный подход. Ребенок с ограниченными возможностями нуждается в помощи, одобрении и психологической поддержке своего взрослого друга в большей мере, чем обычный ребенок, но и воспитатель становится для него образцом в большей степе­ни, чем это бывает при воспитании нормально развивающихся детей. Для такого ребенка и даже подростка воспитатель является носителем жизненно важной компетенции, авторитетным лицом, примером для подражания.

Следует подчеркнуть, что очень важно эмоциональный кон­такт подкреплять физическим контактом, особенно когда ребе­нок болен, устал или грустит или когда его укладывают спать. Уже в самом раннем детстве приятные телесные ощущения име­ют большое значение для правильного физического развития ма­лыша. Во время кормления, пеленания, купания, игр возникает много естественных возможностей для создания позитивно влия­ющего физического контакта (хождение с ребенком на руках по комнате, поглаживание его ручек, личика, тельца, покачивание на коленях и пр.). С возрастом формы физического контакта видо­изменяются, но его ни в коем случае нельзя прекращать.

Воспитание через взаимодействие (интеракциональность) один из основополагающих принципов современной специаль­ной педагогики.

В отношении ребенка, подростка с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности это означает помощь в формировании взаимодействия между ним и средой, педагогическую поддержку в интерактивном взаимодействии с доступной для его освоения ок­ружающей средой, неотъемлемой частью которой являются роди­тели и близкие, педагоги и воспитатели и, конечно, сверстники.

Ребенок, имеющий отклонения в развитии, в большей степе­ни, чем обычный ребенок, может оказаться непризнанным, не привлекающим доброжелательного внимания или попросту не-нравящимся; не принятым не только окружающими, но иногда и родителями.

Очень часто он обделен вниманием, добротой, акти­визирующими воздействиями, иногда даже со стороны воспита­теля. Поэтому очень важно, чтобы он получал от воспитателя «при­глашение» к взаимодействию, выраженное с доходчивой ясно­стью и теплотой, ибо это, по существу, приглашение к жизни.

Каждый человек с раннего детства учится осознавать свое объек­тивно зависимое или полузависимое положение в этом мире вза­имодействия с окружающими, видеть в сопоставлении с другими границы своих возможностей, понимать и принимать их, не чув­ствуя себя при этом «лишним или отрешенным» от общества. Ре­алистическое представление о собственных возможностях и их гра­ницах — одна из важнейших сторон самосознания. Другая его сто­рона состоит из понимания значения собственной личности в со­циальных взаимоотношениях.

Принцип воспитания личности через творчество предполага­ет, что деятельность, и особенно творческая (в основном она реализуется через художественно-эстетическую деятельность), способствует развитию творческого воображения, обогащению жизненного опыта, помогает познавать и эстетически осваивать окружающие явления природного и социального мира.

Художест­венно-творческая деятельность является также средством кор­рекции психических и физических отклонений в развитии. Когда в ее основе лежат не внешние, а внутренние побуждения детей, она оказывается гораздо более мотивированной, продолжи­тельной и продуктивной, чем задаваемая и регламентируемая извне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: