Современная педагогика ориентирована на гуманистические принципы и методы воспитания (Гриценко Л.И., 2005; Сласте-нин В.А., 2005; Смирнов С.А., 1999; и др.) и соответственно этому указывает следующие задачи, от решения которых зависит успешность целенаправленного воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом;
- создание системы положительных целей (мотивация);
- эмоционально личностный, диалогический подход в воспитании;
- воспитание через взаимодействие;
- воспитание через творчество.
Специальная педагогика, полностью признавая значимость указанных общепедагогических принципов и принимая их в своей работе, вместе с тем в соответствии с задачами развития ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности строит воспитательный процесс, исходя также из определенных специфических принципов.
Рассмотрим более подробно содержательную суть каждого из выделенных специальных принципов.
Принцип нормализации предполагает, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности должно протекать в естественной, обычной для любого ребенка данного возраста среде (или максимально приближенной к обычной среде), не изолированно, а в окружении и взаимодействии с обычными воспитанниками и взрослыми.
|
|
Принцип раннего начала, интервенционного, развивающего характера и превентивности (предупреждения) специального воспитания предусматривает не только своевременную (с момента обнаружения отклонений или нарушений в развитии) коррекционно-воспитатель-ную помощь, и особенно в первые месяцы жизни, но и предупреждение возможных отклонений личностного развития благодаря опережающим коррекционно-воспитательным мерам и ориентации воспитателя на «зону ближайшего развития» ребенка.
Интервенционная особенность специального воспитания состоит в том, что при появлении отклонений или нарушений в развитии ребенка, могущих отрицательно повлиять на ход его дальнейшего становления как социального существа, педагог, воспитатель активно вмешиваются (интервенция — вмешательство) в этот процесс, прерывая или видоизменяя его, создавая условия, адекватные ситуации — среду жизнедеятельности. Если обычному ребенку раннего и дошкольного возраста для нормального развития и социализации бывает вполне достаточно обычного семейного воспитания, которое осуществляют родители и родственники, то для ребенка с нарушенным развитием обязательны ранняя специальная педагогическая помощь (своевременное вмешательство в ситуацию, негативно влияющую на ход развития) и специальная организация воспитания, что служит фактором, определяющим всю его дальнейшую судьбу, его возможности в реализации взрослой жизни.
|
|
Генетический принцип, обязательный для правильной организации коррекционно-воспитательного процесса, базируется на данных специальной психологии о том, что развитие психики детей с ограниченными возможностями подчиняется тем же закономерностям, которые свойственны развитию нормального ребенка.
Принцип коррекционно-развиватщеи и компенсирующей направленности воспитания -~ этот принцип предусматривает такую организацию коррекционно-воспитательной работы с ребенком или подростком, благодаря которой необходимые социокультурные нормы и ценности, недоступные для освоения обычным путем, будут осваиваться им с использованием специальных средств и обходных путей, через развитие компенсаторных механизмов в сенсомоторике и психике.
Принцип социально-адаптирующей направленности воспитания предполагает такое построение всей работы, которое будет содействовать формированию у воспитанника социальной и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой, нормальной жизни современного человека, пробуждению и закреплению у него способности и мотивации к самореализации и самоутверждению, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свое существование.
Принцип деятельностно-практического освоения социокультурных норм и ценностей, жизненно значимых компетенций.. Практическая деятельность для них оказывается важнейшим, часто основным путем познания окружающей жизни, средством компенсации утраченных или нарушенных физических или психических структур.
Учитывая трудности словесного опосредования, характерного для всех категорий детей с отклонениями в развитии, обретение социального опыта, выработка адекватного социального взаимодействия, норм поведения и общения осуществляются, особенно на начальных этапах коррекционно-воспитательной работы, именно в разнообразной практической деятельности, моделирующей те или иные ситуации, требования и условия социокультурного окружения.
Принцип единства воспитания, обучения и оздоровления подчеркивает неразрывную связь воспитания с обучением и коррекционной работой; и это единство пронизывает все элементы жизнедеятельности воспитанника на протяжении периода бодрствования в течение дня и день за днем.
Оно включает в себя не только неотъемлемое воспитательное воздействие, но и учебную деятельность, и коррекционно-воспитательную работу (за рубежом принят термин «терапия», обозначающий любые помогающие, коррекционно-педагогические, адаптирующие действия по отношению к воспитаннику), и уход. Не менее значимой составной частью является процесс оздоровления воспитанников, так как многие из них помимо нарушений в развитии нуждаются в укреплении здоровья.
Этому служат: охранительный режим в организации жизнедеятельности воспитанников, а также оберегающие здоровье технологии специального образования, занятия адаптивной физической культурой, медицинское сопровождение коррекционно-об-разовательного процесса.
Принцип инвидуально-личностного подхода к организации воспитательного процесса и к оценке его результатов обусловлен глубоким своеобразием развития личности каждого воспитанника с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Значимые различия в возможностях (темпе, качестве, объеме) освоения социокультурных компетенций предполагают разработку и реализацию индивидуальных программ формирования и развития личности.
Оценка результатов воспитания происходит, прежде всего, в сравнении с предыдущими характеристиками ребенка, что показывает его индивидуальное продвижение вперед, и только затем оценивается достигнутый уровень социокультурного адаптирования и освоения жизненно важных компетенций.
|
|
Помимо указанных специальных принципов, как мы уже отмечали, воспитание детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности опирается и на общепедагогические принципы воспитания, предусматривая, однако, особенности их реализации во взаимодействии с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Рассмотрим основные принципы, формулируемые сегодня общей педагогикой, и их использование применительно к системе специального образования.
Принцип формирования личностного стиля взаимоотношений предполагает присутствие в воспитательном процессе сложнейшего коммуникативного комплекса действий, ориентированного на коррекционно-воспитательные цели.
Его основой являются глубоко личностные отношения между воспитателем и ребенком: от личности к личности, от субъекта к субъекту, от воспитателя к ребенку не только передается воспитывающее содержание, но и происходит обмен эмоционально-ценностными установками. В этом взаимосвязанном процессе взаимодействия и воспитателя, и ребенка следует рассматривать как саморазвивающиеся системы, каждая из которых строит себя в соответствии со своими возможностями. Такое самопостроение возможно только в условиях коопе рации с окружающими (во взаимоотношениях и во взаимодействии с ними).
В воспитательном взаимодействии важен его диалогический характер.. В этом контексте ключевое значение приобретает такая характеристика педагогического взаимодействия, как доверие. Именно оно позволяет преодолеть неконтактность ребенка, раскрыть и увидеть его внутренний мир, построить воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей. Ребенок с ограниченными возможностями жизнедеятельности верит и доверяет воспитателю, обращен к нему и открыт, видит в нем человека, принимающего огромное участие в его жизни. Многим педагогам, имеющим большой опыт работы, хорошо известно, сколь безграничным бывает доверие умственно отсталого или глухого воспитанника своему воспитателю.
|
|
Принцип создания положительного эмоционального фона пронизывает всю атмосферу работы с ребенком.
Радость от жизни и доверие к ней являются динамическими условиями вовлеченности и идущего от собственного желания ре бенка включения в жизнедеятельность. Он сам создать для себя такие условия не может. Это — задача воспитателя и, безусловно, родителей. Но и радость, и доверие ребенка могут возникнуть только тогда, когда его принимают, признают (таким, каков он есть) все те, кто его воспитывает, кто составляет круг его общения и взаимодействия.
Эмоционально-ценностный аспект коммуникации воспитателя и ребенка предполагает не только эмоциональную насыщенность передаваемой ребенку воспитательной информации, но и то, как, каким образом эта информация передается. Мягкое, доброжелательное, сердечное отношение, сопровождающее процесс воспитания, воспринимается ребенком позитивно и создает доверительную атмосферу, способствуя достижению успеха
Растущий, развивающийся человек должен учиться понимать, что он может достигать каких-либо результатов, только прикладывая для этого определенные усилия, превозмогая себя, побеждая затруднения. Для него важно и полезно принять как данность то, что существуют границы его усилий и доступных ему результатов; он должен научиться понимать это и правильно к этому относиться. Однако всему этому — осознанию реальных собственных возможностей и способам преодоления затруднений в решении доступных житейских задач — ребенка могут научить только воспитатель и родители.
Все их общение должно происходить в атмосфере тепла и добросердечности. Терпение, мягкая настойчивость, учет и использование индивидуальных возможностей, потребностей, особенностей характера и психической организации воспитанника дают гораздо больший эффект, чем авторитарный подход. Ребенок с ограниченными возможностями нуждается в помощи, одобрении и психологической поддержке своего взрослого друга в большей мере, чем обычный ребенок, но и воспитатель становится для него образцом в большей степени, чем это бывает при воспитании нормально развивающихся детей. Для такого ребенка и даже подростка воспитатель является носителем жизненно важной компетенции, авторитетным лицом, примером для подражания.
Следует подчеркнуть, что очень важно эмоциональный контакт подкреплять физическим контактом, особенно когда ребенок болен, устал или грустит или когда его укладывают спать. Уже в самом раннем детстве приятные телесные ощущения имеют большое значение для правильного физического развития малыша. Во время кормления, пеленания, купания, игр возникает много естественных возможностей для создания позитивно влияющего физического контакта (хождение с ребенком на руках по комнате, поглаживание его ручек, личика, тельца, покачивание на коленях и пр.). С возрастом формы физического контакта видоизменяются, но его ни в коем случае нельзя прекращать.
Воспитание через взаимодействие (интеракциональность) — один из основополагающих принципов современной специальной педагогики.
В отношении ребенка, подростка с ограниченными возможностями жизнедеятельности это означает помощь в формировании взаимодействия между ним и средой, педагогическую поддержку в интерактивном взаимодействии с доступной для его освоения окружающей средой, неотъемлемой частью которой являются родители и близкие, педагоги и воспитатели и, конечно, сверстники.
Ребенок, имеющий отклонения в развитии, в большей степени, чем обычный ребенок, может оказаться непризнанным, не привлекающим доброжелательного внимания или попросту не-нравящимся; не принятым не только окружающими, но иногда и родителями.
Очень часто он обделен вниманием, добротой, активизирующими воздействиями, иногда даже со стороны воспитателя. Поэтому очень важно, чтобы он получал от воспитателя «приглашение» к взаимодействию, выраженное с доходчивой ясностью и теплотой, ибо это, по существу, приглашение к жизни.
Каждый человек с раннего детства учится осознавать свое объективно зависимое или полузависимое положение в этом мире взаимодействия с окружающими, видеть в сопоставлении с другими границы своих возможностей, понимать и принимать их, не чувствуя себя при этом «лишним или отрешенным» от общества. Реалистическое представление о собственных возможностях и их границах — одна из важнейших сторон самосознания. Другая его сторона состоит из понимания значения собственной личности в социальных взаимоотношениях.
Принцип воспитания личности через творчество предполагает, что деятельность, и особенно творческая (в основном она реализуется через художественно-эстетическую деятельность), способствует развитию творческого воображения, обогащению жизненного опыта, помогает познавать и эстетически осваивать окружающие явления природного и социального мира.
Художественно-творческая деятельность является также средством коррекции психических и физических отклонений в развитии. Когда в ее основе лежат не внешние, а внутренние побуждения детей, она оказывается гораздо более мотивированной, продолжительной и продуктивной, чем задаваемая и регламентируемая извне.