Какой оптимальный график тренировок для самых маленьких?

— Дети 4-5 лет занимаются 2 раза в неделю по часу. Потом уже смотрим по детям: способных переводим на 3 раза в неделю по часу. Длительность тренировок постепенно увеличивается – до 1,5 часов, потом до 2-3 часов. К 8-9 годам дети, обычно, тренируются уже 5 раз в неделю по 3 часа, но, опять же, все зависит от ребенка.

— Вы говорите, что идет постоянный отсев. А какой процент остается?

— Сложно сказать. Для примера, вот у меня была группа 91-92 года рождения из 16 человек. Из них до звания мастера спорта дошли две девочки. Из группы 93 года рождения осталась одна девочка. В 9-м классе она дошла до кандидатов в мастера спорта и закончила занятия. Здесь очень важна сила воли родителей. Девчонки в 8-м классе уже хотят гулять, хотят хвосты крутить, а нужно идти на тренировки. Одна из моих девочек в 8-м классе была близка к тому, чтобы бросить. Так ее мама в обеденный перерыв с работы приезжала домой, брала дочь и везла на тренировку. И так весь год. Девочка этот переломный год преодолела и стала нормально заниматься, получила звание мастера спорта. Кстати, звание мастера спорта приравнивается к среднему специальному образованию и дает право работать в качестве тренера. Я сама лично начала работать в 9-м классе, тогда у меня было звание мастера спорта. Набрала детишек из 1-го класса и начала тренировать. Мои первые ученики были младше меня всего на 9 лет.

— Очень часто бывает так, что столкнувшись с первыми трудностями, скажем, с той же растяжкой, ребенок начинает хныкать. Бывает даже, что отказывается продолжать занятия. Как вы в таких случаях поступаете?

— Без растяжки никак, через это все проходят. Да это больно, да сложно. Нужно уговаривать, нужно заставлять. Дело в том, что если ребенок не растянется, то на художественной гимнастике можно ставить крест. Самое трудное растянуться на шпагат и чуть-чуть больше - это самое больное, а вот дальше – уже удовольствие, уже получаешь удовольствие от растяжки. Хотя прыжок шагом на соревнованиях «стоит» всего 0,3 балла.

— Сколько может понадобиться времени, чтобы сесть на шпагат, без травм?

— Все зависит от эластичности мышц – у каждого человека это индивидуально. Некоторые садятся на шпагат в первую же тренировку.

— Программа выступления, набор элементов – это похоже на симбиоз творчества с математикой.

— Можно сказать и так. Для каждой девочки я подбираю музыку, которая будет ей нравится, будет подходить к ее характеру. Потом я расписываю элементы, которые нам нужны, потом накладываем это на музыку, чтобы все было гармонично.

— Расскажите, пожалуйста, о соревнованиях по художественной гимнастике.

— В своем клубе я провожу соревнования 2 раза в год: в декабре, перед Новым годом и в конце мая, подводя итоги уходящего учебного года. Новички в новогодних соревнованиях не участвуют. С ними мы проводим открытые уроки, чтобы дети могли показать родителям, чему они научились за эти 3-4 месяца. Если говорить о городских или областных соревнованиях, различных турнирах, то их достаточно много, поэтому, обычно, решение об участии принимает непосредственно тренер. У нас только по городу проводится около 5 соревнований в год, плюс по области около 5-6, плюс различные турниры. По результатам областных соревнований формируется сборная области. У нас свой клуб, поэтому мы считаем очень важным участие в первенстве России по клубам. Мы ездим по разным городам, выезжаем за границу, нас много куда приглашают. Конечно, тут многое зависит от финансовых возможностей родителей. Недавно нас, например, пригласили на сборы в Болгарию, где один только день пребывания в зале стоит 110 евро. Умножьте на семь дней, плюс проезд, проживание, оплата тренеру. В результате получается 40-50 тысяч рублей. Все ли потянут такие траты?

— И? Родители идут на это?

— Тут опять же все дело в амбициях. Некоторые потом очень любят рассказывать друзьям: «Мы вот на сборы в Италию едем», а смысл? Я всегда говорю родителям, что, если мы едем на сборы за границу, то ребенок не увидит ни одного города, ни одной достопримечательности. Ехать на сборы за рубеж с туристической целью нет никакого смысла.

— Результаты, которые покажет гимнастка на подобных турнирах у нас в России учитываются?

— Нет. Все официальные соревнования зарегистрированы через международную Федерацию художественной гимнастики, и все вызовы приходят официально уже в наши российские федерации, где формируется команда, которая будет защищать честь страны. Вот здесь уже смотрят на баллы. А в выездных турнирах может принять участие любая гимнастка. Приехать, поучаствовать, получить красивую грамоту, чтобы потом показать ее родственникам, друзьям, знакомым. Приглашения на выездные турниры обычно просто рассылаются клубам на электронную почту.

— Что дает гимнастика девочкам?

— Очень многое. Это и осанка, и поведение. Девочки приобщаются к культуре, учатся хорошим манерам. Все наши гимнастики очень аккуратные, очень опрятные. Те же уроки хореографии не проходят даром: привычка постоянно следить за своими движениями, за положением тела и дают эту грациозность, это умение держать себя.

— Многие, кстати, думают, что художественная гимнастика – это творчество, но, познакомившись поближе, понимают, что главное тут – дисциплина и преодоление: нагрузок, усталости, лени. А как на самом деле?

— Художественная гимнастика – это все-таки творчество. Ни одна наша тренировка не похожа на другую. Но с другой стороны, если у девочки не получается какой-то элемент, то я заставляю его отрабатывать и 2, и 3 часа. Потом контрольное выступление. Если не получается, то идем обратно в зал. И так до тех пор, пока из 10 раз все 10 не будут успешными.

— Программу составляет тренер, все элементы жестко регламентированы. Получается, что все зависит от техники.

— От техники, да. Элементы могут быть одинаковыми, но вот как их свяжет гимнастка, какими она сделает переходы между ними – это уже только ее. Одна переход сделает плавным, другая предпочтет более резкие движения.

— Гимнастки принимают участие в составлении программы выступлений?

— Более взрослые гимнастки принимают, а те, кто помладше – нет. Тут больше работает метод проб и ошибок. Мы ищем характер, что вначале очень сложно.

— Говорят, что «физкультура лечит, а спорт калечит», что у «продвинутых» гимнасток серьезные проблемы с позвоночником. Как после этого отдавать ребенка в спорт?

— У моей дочери была травма позвоночника, девочка неудачно приземлилась. Она лечилась, вправляла в Питере позвонки. Тем не менее, она сейчас говорит мне «даже зная, что придется пройти через это все, я все равно бы пошла в гимнастику». Это втягивает, это совершенно другой мир. Это красиво, это особый уровень общения. А по поводу здоровья, есть еще один миф, по поводу того, что у гимнасток сложно обстоят дела с детьми, на что я всегда отвечаю: покажите мне хотя бы одного тренера, у которого нет детей. Нет таких – у кого двое, у кого трое, а у некоторых и четверо. Что касается позвоночника, то нагрузки, конечно, большие. Но для этого у нас есть мануальный терапевт, раз в полгода нужно ходить к нему, есть массаж, есть баня.

— Так кто же становится чемпионом? Можете дать какой-то общий портрет?

— Все разные. Взять даже известных гимнасток, Кабаева, Чащина – они очень разные. Если говорить об особенностях характера, то нужно быть упертой, быть стервой. Представьте, какой страх у ребенка, который выступает – на него смотрят 12 судей, а если упражнение-вертушка, то все 24 человека из судейства, плюс наверху секретариат – человек 10-15. Т.е. судейская коллегия около 50 человек и зал, а он один. Маленькие детишки не боятся, т.к. еще не понимают всего, но чем взрослее девочка, тем сложнее ей справиться с этим страхом. А если это Олимпийские игры и ты защищаешь честь страны? Ты должна выйти с уверенностью – «Я самая лучшая, а вам всем это докажу». Если ты тюня-матюня, то не добьешься ничего. У меня была гимнастка, которая в зале показывала нечто фантастическое, но как только выходила на ковер, то я просто ее не узнавала – это был совершенно другой ребенок. Она не могла собраться, не могла показать, на что способна. Она так и не достигла каких-то высот. Хотя все тренеры, которые видели ее на тренировках, удивлялись, почему я ее не выставляю на соревнования.

— Можно сказать, что гимнастика воспитывает характер.

— Да, воспитывает: я смогу, я добьюсь, я докажу. Люди, которые в зале доказывают и себе и окружающим, что они лучшие – они и потом и в жизни добиваются очень многого. Умение не спасовать в нужный момент – это очень важное качество. Дело в том, что сейчас дети какие-то бесцельные. Они пассивные. Что им мама с папой сказали, то они и сделают. Я вспоминаю себя в детстве: мы с подругой в 5 лет пошли и записались в бассейн. Родителям ничего не сказали. И в гимнастику я пошла, потому что я сама этого захотела, мне это было интересно. У меня была цель, и я ее достигала. А сейчас детям ничего не надо – они до последнего не знают, куда они будут поступать после окончания общеобразовательной школы. Ждут, когда мама скажет, когда возьмет за ручку и поведет.

— Почему так происходит? В какой момент родители допустили ошибку?

— Я думаю, что все это связано с деньгами. Если все можно купить – зачем тогда стараться, к чему-то стремиться? При советской власти все было бесплатно, но из группы в 30 человек на соревнования летели только 5 самых лучших. Мне не нужно было кричать на тренировках, заставлять, как сейчас – я просто проводила тренировку, и дети знали, что выберут лучших. В итоге пятеро детей уезжали, а остальные продолжали заниматься еще усерднее, чтобы в следующий раз попасть в эту пятерку. А сейчас получается так – провели тренировку, выбрали лучших, но в итоге едут не они, а те, у кого есть деньги. Было много таких моментов, когда мы готовим девочку, она надеется попасть на соревнования, а родители в конце говорят: "Мы никуда не едем, у нас нет денег".

— Мне кажется, что у ребенка может пропасть интерес к гимнастике после такого, ведь трудиться нужно ради реальной цели.

— Да. Вся эта осанка и прочее – это все они оценят позже, а сейчас для них важно участие в соревнованиях. У нас недавно была ситуация: мы должны были ехать в Москву на соревнования, и за неделю до отъезда ко мне обратилась одна из мам с просьбой убрать ее дочь из списка, т.к. ехать банально было не на что. Мы убрали, а ребенок не захотел больше заниматься, т.к. был очень расстроен тем, что остальных взяли, а ее нет. Видимо, мама неверно все объяснила.

— Как же воспитывать ребенка, чтобы не допустить пассивности, о которой шла речь, бесцельности. Быть строже – пусть сами всего добиваются?

— Родители должны стимулировать ребенка. У нас в семье мы так и делаем: если ребенок чего-то хочет, то мы мешать не будем. Когда моя старшая дочь сказала, что хочет ехать учиться в Питер, то мы с мужем были в шоке, но согласились, т.к. должны были дать шанс своему ребенку. Думали, что если она не поступит, то это уже другое дело, но дать ей возможность попытаться, попробовать мы должны. В итоге она поступила, выучилась, вышла замуж. Сейчас обе дочери живут там. Если ребенок к чему-то стремится, нужно помочь ему этого добиться, а не дать это в готовом виде. Многие родители приводят ребенка и говорят: «Пусть она одно занятие позанимается, и посмотрим – хочет она или не хочет». Да она сама еще не знает, чего она хочет. После первой тренировки она может прийти радостная, а потом, когда что-то не получается и ее ругают, то она начинает плакать. А мы не можем всегда хвалить. Я всегда родителям говорю: Ваши дети нужны только Вам. Как Вы будете с ними заниматься, как развивать – так они расти и будут. Если Вы считаете, что воспитание – это нарядил и покормил, то Вы можете очень быстро потерять связь с ребенком. Родители должны участвовать в формировании характера, личности своего ребенка.

— Когда начинается новый набор в группы по художественной гимнастике?

— У нас новый набор начинается в августе, но и в течении года мы берем детей. Естественно, жаль, когда детей приводят с целью "лишь бы куда-нибудь пристроить". Родитель должен морально себя подготовить, взять на себя всю ответственность, т.к. ребенок в 4 года не может сам решить – чего он хочет, а чего нет.

— У гимнасток есть летние каникулы или тренировки продолжаются в течении всего года?

— Каникулы - 20 дней в летний период. Если гимнастки будут отдыхать по 3 месяца, то можно завязывать с этим делом – все, что мы растянули и разогнули, пропадет.

— Вы для этого возите детей в спортивный лагерь, чтобы не потерять спортивные навыки?

— У нас очень много того, что нам нужно осваивать с предметами, элементы с телом, которые нужно прорабатывать, на что у нас нет времени, т.к. зал мы арендуем на конкретное время. В лагере же мы находимся целый день. Там у нас с 10:00 до 13:30 тренировка, в 14:00 обед, потом тихий час – все спят без задних ног, с 17:00 до 19:30 вторая тренировка, а вечером с 21:00 до 23:00 разные культурно-развлекательные мероприятия.

— Наталия Васильевна, можно сказать, что Вы сами - первое поколение гимнасток в нашей стране?

— Можно сказать, что да. В то время ходили тренеры по школам, отбирали детей. Во втором классе я начала заниматься художественной гимнастикой.

— Как возникла идея открыть свой клуб?

— СК «Заря»(от завода «Металлист») закрыли за долги. Многие сидели думали – что делать дальше? Один из наших друзей подал идею открыть свой клуб. На меня тогда смотрели как на сумашедшую – все вино-водочные ларьки открывали(1992г.), а я пошла спортивный клуб открывать.

— Что самое сложное в работе тренера?

Общаться с родителями. Дети хотят не трудясь стать чемпионами. А родители хотят воплотить свои несбыточные мечты. От родителей зависит очень многое – будет ли заниматься ребенок, чего он достигнет. Прежде чем добиться успеха, нужно всем хорошо потрудиться – и ребенку, и родителю, и тренеру.

— Получается, что успех ребенка в художественной гимнастике зависит от трудолюбия не только ребенка, но и родителя.

— Это очень большое трудолюбие. Взять хотя бы необходимость возить ребенка на занятия – 2 раза в неделю по часу. Т.е. нужно приехать отвезти ребенка, потом приехать забрать. Через какое-то время они занимаются уже 5 раз в неделю по 3 часа, т.е. родитель 5 раз в неделю приезжает с работы. Приходится бросить все и посвятить себя художественной гимнастике. А соревнования? Многие родители говорят, что они не могут поехать на соревнования, т.к. они на выходные уезжают. Извините, если Вы пошли в художественную гимнастику, то придется делать выбор. Мы, тренеры, в течение года, работаем,практически, без выходных.

— Вы строгий тренер?

— Тренер должен быть строгим, как и любой учитель. В воспитании должна быть строгость, но не жестокость. Если с ребенка не будешь требовать – ничего он делать не будет. Всем нравится, когда с ним ути-пути, но результата в этом случае не будет. А мы ставим задачу, и тут плачь - не плачь, а делать нужно. И конечно, тренер должен быть образцом, примером для подражания. Я вспоминаю своего тренера: мне всегда нравилась ее интеллигентность, ее внешность – как она выглядит, как она общается, как она держит себя. Я хотела быть похожа на нее.

— Дайте, пожалуйста, совет, родителям, которые сомневаются - вести ли своего ребенка в художественную гимнастику.

— Я хочу сказать, что если родители решили отдать ребенку в художественную гимнастику, то они должны жить этой гимнастикой, в первую очередь, сами. Потому что у всех выходные, а у нас соревнования, у всех отпуск, а нам в лагерь ехать нужно. Им нужно запастись терпением, потому что обучить чему-либо ребенка – это долгий процесс. А когда будет трудно – не пасовать, а идти дальше, т.к. трудно бывает очень часто. Им нужно научиться не идти на поводу у ребенка, особенно если тренер говорит, что у ребенка талант. Не зацикливаться на первых местах, т.к. дети, которые даже не занимают призовых мест, которые даже закончили на 1-м разряде, прекрасно двигаются, они красивые, они стройные, они прекрасно чувствуют музыку, они гордятся собой – для жизни это много дает. И, конечно, очень важно, что в переходный сложный период девочки находятся не где-то, а занимаются в зале – тренируют свой разум, свое тело, свою волю. Где вот сейчас Ваша девочка? Она не где-то, она на ТРЕНИРОВКЕ!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: