Эмоционального возбуждения толпы

В целях нормализации обстановки для снижения эмоционального возбуждения толпы возможно применение следующих мер воздействия:

1. Создание препятствий для значительного скопления людей в определенном месте (не допустить создания эффекта «толпы»).

Примечание: Препятствовать скоплению многих людей с разными интересами в одном месте можно следующими способами:

1) Полное замалчивание, т.е. блокиру­ется информация, снимаются листовки, оперативно устраняются неконтролируе­мые издания и агитаторы.

2) Дезориентирующее сообщение - ука­зываются самые разные места и время сбора, периодически объявляется об отмене мероприятия.

3) Создание физических препятствий для доступа людей в определенное место. Это достигается предоставлением неудобной и отдаленной площадки, неожиданной отменой и изменением маршрутов дви­жения транспорта, поломкой транспорт­ных средств, строительным или аварийным перекрыванием основных трасс подхода, уводом отдельных групп людей некими «активистами» не в те места.

4) Снижение интереса отдельных кате­горий лиц к присутствию на данном мероприятии. С этой целью в установленное время в других местах организуются привлекательные массовые мероприятия, по радио и телевидению передаются со­общения о надвигающемся природном катаклизме (опасные для огорода замо­розки, град с ливнем или смерч), проводятся учения по эвакуации граждан при поступлении информации о заложен­ных в зоне сбора взрывных устройствах. Сообщается о возможном отключении электроэнергии, опоздании или болезни участников концерта и т.д.

2. "Демонстрация силы" (вызов дополнительных нарядов).

Пример: Так, при драках одновременное прибытие на место происшествия нескольких патрульных экипажей, создающее численное превосходство сил правопорядка, способно само по себе предотвратить сопротивление или нападение.

3. Перехват инициативы.

Примечание: В благоприятный мо­мент инициатива перехватывается сотрудником правоохранительного органа, который в силу своих профессиональных качеств способен быть лидером и обладает возможностью повести толпу за собой «в нужном направлении» (техника трансформации). При этом не имеет значения, одет новый лидер в гражданский костюм или форменную одежду («толпа слепа»). Главное знать, что, как и когда сказать (сделать).

4. Демонстративная фотовидеосъёмка.

5. Снижение интереса к проводимому мероприятию.

Примечание: Так, при проведении дискотеки помогает нормализовать обстановку включение дополнительного освещения, смена ритмичной музыки на спокойную (в стиле ретро), объявления перерыва и т.д.

6. Передача сообщений по средствам громко говорящей связи (СГУ).

Например: При выбрасывании предметов на поле по радиотрансляции сообщить: «Медсестра Петрова! Вас просят срочно зайти в комнату милиции для оказания помощи ребенку, пострадавшему от брошенной бутылки».

Примечание: Есть и другие способы воздействия на возбужденных людей.

Внедрение в умы собравшихся людей настроения, способствующего нормализации обстановки. Здесь имеется богатый выбор средств: подмена аудиокассет музоформления другими, рождающими ностальгические воспоминания, беспо­койство о своем доме и родных и вызы­вающими недоверие к организаторам правонарушений, обрызгивание одежды резко или дурно пахнущей жидкостью, разные шумовые эффекты в стороне от места мероприятия (работа отбойных молотков, компрессора при проведении неотложных аварийных работ) и т.д.

7. Удаление возможных зачинщиков и организаторов под любым предлогом.

Примечание: Нелокализованные вовремя организаторы (зачинщики) очень опасны в последующем. Так, если организаторы ста­вят перед собой серьезные цели, то просчи­тывают все до мелочей, определяя, заранее спровоцировать ли толпу к активным действиям сейчас или же осуществить внушение, ориентированное на будущее, окончить мероприятие спокойно или агрессивно.

Заранее подбирается место проведения акции. Оно, как правило, явно способст­вует решению поставленных задач («культовая» площадка, точка вблизи объектов намеченного воздействия или возле «взрывоопасных» районов) и определяет цель акции (отвлечение вни­мания, запугивание, все сметающая ата­ка, провоцирование на жестокость).

Тщательно просчитываются реакция органов власти, сотрудников милиции (бесстраст­ное блокирование, силовое рассредоточение) и некие возможности противодействия (пути обхода, наличие потенциального оружия на близлежащей стройке, оружейном магазине, военном складе). В некоторых случаях организаторы подыгрывают действиям представителям правоохранительных органов, провоцируют их к применению силовых мер воздействия. Толпа может направляться на травмоопасные участ­ки, чем больше жертв, тем большую пользу в последствии извлекут организаторы.

Повод для прове­дения мероприятия может быть планируемый (праздники, годовщины событий) и «неожиданным» (случайный или же организованный стресс-фактор).

Вполне возможно использование культурно-зрелищного мероприятия (концертов, хоккейных матчей, молодежных дискотек), когда опасность от возбужденной публики предвидится, однако направление, по которому пойдет ее активность, может оказаться совершен­но неожиданным для сотрудников правоохранительных органов.

В особых случаях, когда готовится грандиозная провокация для придания толпе разрушительной максимальной силы, организаторы могут пойти на любые методы.

Нечто подобное произошло в авгу­стовские дни 1991 года в Москве, когда патрульные БМП были внезапно атако­ваны разгоряченной толпой, брошенной в действие провокационным криком не­коего гражданина, что они едут на штурм Белого дома. И в результате - гибель трех человек, толпа об­ливает механика-водителя бензином и поджигает его…

Зная психологию людей, довольно просто заманивать их на место проведе­ния акции. Для этого используются про­стые приглашения, публикации в СМИ, беседы агитаторов, давление на психику и т. д. Кроме любопытст­ва собрать людей на массовую акцию способны растравленное самолюбие, национальная непримиримость, хрупкая надежда изменения условий жизни, возможность сбросить накопившееся напряжение, и вероятность «поживиться на халяву». Необходимый настрой людей нередко обеспечивается тревожащими. Более подробно смотри в разделе причины возникновения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

Есть немало способов воздействия на организаторов групповых нарушений, кроме уже указанного выше:

1) Способствовать неявке «активистов» путем их непро­должительного задержания для проверки причастности к тому или иному преступлению, установлению личности, подлинности предъявленных документов, есть и иные оперативные меры.

2) Значительное понижение деловых возможностей.

3) Снижение активности организаторов.

8. «Воспитание» толпы.

Примечание: Наименее привлекательный прием, так как он основан на применении мер принуждения, однако в критических обстоятельствах при наличии достаточных сил возможен к использованию.

Даже тогда, когда толпа находится уже в «активной» фазе действий, имеют­ся способы обуздать ее пыл. Мож­но, например, отбить охоту от подобных выступлений, продемонстрировав непреклонность или снисходительность властей. Данная позиция вполне может спровоцировать толпу на агрессивные действия. В этом случае органы внутренних дел получают законное право на применение мер принуждения. В то же время вариант «воспитания» с применением силы не должен сотворить из хулиганствующей толпы её «активистов», «жертв-знамён».

Довольно часто скопления людей действуют и используют примитив­но. Поэтому, хоть недооценивать толпу опасно, переоценивать ее - глупо. Но лучше быть живым глупцом, чем умным трупом.

Психология толпы

Когда люди находятся вместе, между ними возникают те или иные отношения. Если масса людей на улице существует достаточно долго, обязательно выработается общая цель, и она превра­тится в толпу

К сожалению, в наше время люди склонны образовывать толпы. Отсутствие близких связей приводит к тому, что человек уходит в толпу, где теряет свою индивидуальность. Толпой управляет вождь. Знание законов толпы может принести сотруднику милиции практическую пользу.

Толпа - это временная совокупность равных, аноним­ных и схожих между собой людей, в недрах которой идеи и эмоции каждого имеют тенденцию выражаться спонтан­но. Толпы представляют скопления людей, которые объе­диняются вне учреждений и вопреки ним на временных основаниях. Рабочий или любой чиновник, покида­ющий предприятие или организацию на час или два, уходит из обычных рамок общества и становится частичкой многочисленной толпы.

Основной чертой толп является слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушевывают личност­ные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый стремится походить на ближнего, с которым об­щается. Это скопление своей массой увлекает его за собой, как морской прилив уносит гальку. При этом все равно, каков бы ни был социальный класс, образование и культура участвующих. «С самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать».

Состояние человека находящегося в массе, всегда срав­нивали с сумеречным состоянием. Его сознание, утратив­шее активность, позволяет ему предаться мистическому экстазу, видениям или же в состоянии помрачения пре­даться панике или наваждению.

Практика фашизма использовала это. То же самое мож­но было наблюдать на Красной площади и в Пекине.

Когда человеческий рассудок берет верх, толпа разбе­гается. В толпе человек поступает не в соответствии со своим опытом, а в соответствии с мнением большинства или вождя.

Толпа беспрерывно бывает в состоянии, окрашенном то черным, то розовым в зависимости от получаемых из внешней среды импульсов. Этим объясняется их вечная переменчивость. Можно наблюдать мгновенный переход от самой кровавой свирепости к благородству и героизму в высшем смысле. Толпа легко становится то палачом, то также и мученицей.

Такие скачки коллективного настроения происходят тем резче, чем более критической становится ситуация.

Будучи непостоянными, массы тем самым становятся легковерными. И как им не быть таковыми? Они не уме­ют извлекать из уроков опыта. Живя в воображаемом мире, толпы готовы проглотить все, что им преподносит­ся, и действовать в соответствии с этим.

Толпа не отличает сна от реальности, утопии от науки. Она не признает препятствий, которые преграждают до­рогу её желаниям! Тем более она не понимает слов, пред­назначенных для того, чтобы ее разбудить, заставить ее отказаться от того, что она требует. Погруженную в гип­нотический сон, ее можно не только заставить все при­нять, но необходимо ей также и все пообещать, посколь­ку именно это тот единственный язык, который действует на нее и ей подходит. Рецепт ясен: «Если толпа просит луну, надо пообещать ей луну».

Толпа наделена экстремизмом. Для его реализации избирается центр притяжения, кумир или козел отпущения. Толпы исключают колебания, сомнения, которые вели бы к риску породить разногласия и раздро­бить массу. В возбужденной и разгорячённой атмос­фере толпы сомневающиеся люди начинают верить, нерешительные становятся полны решимости, а умеренные - экстремистами. Ораторы вдалбливают толпе утрирован­ные суждения, они требуют освистать или устроить ова­цию определенному человеку. Различия в рядах сторонников исчезают по мере того, как общество поляризуется, вспомните болельщиков противоборствующих спортивных команд. Толпы устремляются к крайностям. Высказанное подозрение превращается в бесспорную оче­видность. Зарождающаяся антипатия или осуждение у отдельно взятого человека осталось бы слабовыраженным. В толпе у этого же человека тотчас становится лютой не­навистью. Толпа старается избавиться от сомнений и не­уверенности, что ведёт к крайностям.

Их можно увлечь из одной крайности в другую, не встречая серьезного сопротивления.

Для формирования толпы необходим не разум, а вера. Соединенные с массами верования создают организованные психологические толпы. Толп без верований не существу­ет, так же как не существует дома без архитектуры и це­мента. Человеческие массы не могут вести себя согласно разумным правилам, ни действовать, опираясь на науку. Они нуждаются в цементе верований (например, в религиозном, националистическом фанатизме, лозунгах крайних политических движений, групп и т.д.).

Толпы испытывают постоянную потребность в интеллектуальной связности и эмоциональной убежденности. Когда действительность объясняется с помощью простой и наглядной причины (рабочие, евреи, капиталисты, им­периализм, демократы, взяточники, бюрократы), даются понятные и безусловные ответы на вопросы, утверждается «Это хорошо, это пло­хо», тогда становятся возможными искомые связность и убежденность.

Постепенно верования становятся нечувствительными к доводам рассудка, непогрешимыми и нетерпимыми к другим верованиям. Любое коллективное верование бескомпромиссно. Попробуйте что-нибудь доказать толпе. Ее можно только возбудить.

Толпы, оставаясь нечувствительными к опыту, все же надеются. Эта надежда рождает колоссальную энергию, которая приводит их к совершению лучшего или худше­го (защита Белого дома в 1991 году и массовые беспорядки в Москве в период чемпионата мира по футболу в 2002 году). Надежда делает толпу или героической, или преступной.

Толпе кажется, что она может всё изменить и спасти мир. Эта цель оправдывает все их действия, возвышенные и гнусные. Человек попирает мораль разумом, массы - из-за своей веры.

Вспомните, не приходилось ли вам стать членом тол­пы (например, на концерте популярной группы, в рядах болельщиков на спортивном мачте). Быть в толпе - это еще не стать членом толпы. Член толпы вовлечен эмоционально во все действия толпы. Он теряет свою индивидуальность. Он не замечает тех глупостей, которые он совершает, и совершают другие члены толпы. Он может позволить себе сделать то, что никогда бы не сделал, находясь вне толпы. Другой член толпы внезапно становится самым близким человеком, с которым ты разделяешь нахлынувшие на тебя чувства. Вне толпы ты, может быть, с этим человеком и в туалет даже вместе не пошел.

Толпа - это социальное животное, сорвавшееся с цепи. Моральные запреты сметаются вместе с подчинением предрассудку, стираются различия между людьми. И люди выплес­кивают, зачастую в жестоких действиях, свои страсти и боли. Эта неукротимая и слепая сила в состоянии преодо­леть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий.

Почему сейчас возникают толпы? Сейчас социальные связи легко разрываются. Информация передается быст­ро, ритм городской жизни ускоряется, а беспрерывная миграция населения разрушает человеческие сообщества. Все это способствует созданию новых, которые воссоздаются в форме непостоянных и разрастающихся толп. Способствуют такому сплочению и средства массой информации, особенно телевидение.

Толпа, как и ребенок, скорее добра, чем зла. Злою ее делает вожак, так же как злым ребенка делают его родители.

Гипноз для психологии толп является основной моделью социальных действия и реакций. Вождь же - это эпи­центр, от которого исходит первая волна. Потом другие концентрические волны сменяют ее, все дальше и даль­ше как при землетрясении, распространяя ту же идею. Процесс внушения развивается уже сам собой, активизируемый лидерами второго ряда, ускоряемый средствами массовой информации, подобно клевете, остановить которую не могут никакие доводы и никакие оправдания.

Однако гипноз в большом масштабе требует инсценирования. Необходим гипнотический театр. «Ведь ничто в большей степени не поражает воображение народа, чем теат­ральная пьеса. Весь зал переживает одни и те же эмоции, и если они тотчас не переходят в действие, это потому что даже самый несознательный зритель не может не пони­мать, что он является жертвой иллюзий и, что он смеялся и плакал над воображаемыми перипетиями» (Ле Бон).

Практика фашизма использовала это. То же самое можно было наблюдать на Красной площади и в Пекине.

Ле Бон предлагает оратора заменить гипнотизером, красноречие - на внушение, парламентские дебаты - на пропаганду. Вместо того чтобы убеждать массы и что-то им доказывать, их держать в узде с помощью организации, а завоевывать средствами массовой информации. Пропаган­да становится технологией, позволяющей нечто внушать людям и гипнотизировать их в массовом масштабе. Она становится средством серийно производить массы.

Таковы некоторые особенности поведения человека в толпе.

Список использованной литературы:

1. Закон Российской Федерации от 18.04.1991г. №1026-1 “О милиции” (с изменениями и дополнениями на 01.08.2006г.).

2. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ, утвержденный приказом МВД РФ от 18.01.1993 года №17.

Вопросы для контроля и самопроверки:

1. Понятие массового мероприятия.

2. Какие Вы знаете виды массовых мероприятий?

3. Особенности обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий.

4. Основные задачи милиции по ООП при проведении массового мероприятия.

5. Основные виды нарядов при проведении массовых мероприятий.

6. Тактика действий нарядов милиции при хулиганских проявлениях.

7. Тактические действия милиции по снижению эмоционального возбуждения толпы.

8. Психология толпы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: