Основы управления предприятием

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики управление относится к важнейшим ресурсам предприятия. Понятие управления включает в себя способность и умение определять цели, выполнять задачи и функции. И если прежде под управлением понималось руководство объектом управления в целом, то в современных условиях в теории управления преобладает процессный подход.

Трудности экономического положения переходного периода для большинства судостроительных и судоремонтных предприятий прошли.

В настоящий период важнейшее направление совершенствования управления этих предприятий связано с инновационным экономическим развитием, предусматривающим повышение конкурентоспособности продукции и работ при строительстве и ремонте судов.

В современных условиях можно выделить ряд направлений и концепций, в соответствии с которыми развивается наука и практика управления. Одной из таких концепций является реинжениринг. Теоретически под реинженирингом понимают комплекс действий по перестройке на современной основе организации производства и управления. Прикладное применение этой концепции направлено на сокращение сроков изготовления изделий и повышение эффективности деятельности предприятий.

Еще одним важным направлением развития науки и практики управления в судостроении и судоремонте является управление проектами.

Это направление предполагает создание модели процессов календарного планирования работ, управление стоимостью и ресурсами по проекту и позволяет оценить все аспекты деятельности.

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

В классической теории управления, которая зародилась в конце XIX века, понятие управление определялось как «элемент, функция организованных систем различной природы (биологической, социальной, технической), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей». Такое определение управления можно найти в «Советском энциклопедическом словаре», изданном в 1984 году. В этом определении управление связывалось с понятием руководства в целом объектом управления. В годы перехода экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с термином «управление предприятием» стал нередким и другой термин – «менеджмент предприятия». Сегодня они чаще всего используются как понятия взаимозаменяемые, идентичные. Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются с одних и тех же позиций. Это не случайно, поскольку основу этих понятий составляют объективные процессы общественного развития. Системы управления в любых областях объективного мира (обществе, живой природе, в технике) аналогичны и их можно изобразить в виде схемы (кибернетической) (рис.1).

 
 
Управляемая подсистема


 
 


Управляющая подсистема

Рис. 1. Схема системы управления

Система управления в общем виде состоит из двух частей: управляемой подсистемы и управляющей, которые можно рассматривать как самостоятельные системы.

Управляющая система через обратную связь анализирует информацию о выходных характеристиках управляемой системы, сопоставляют их с программой (планом), корректирует, если необходимо и через блок регулирования выдает управляющее воздействие на управляемую подсистему.

Система управления предприятия, ее изучение и совершенствование

является постоянной задачей руководителя. Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, обеспечивающих процесс целенаправленного управления. Все работы в области управления предприятиями касаются структуры и содержания системы управления. Например, корпорация «Галактика, успешно реализующая свой многопользовательский сетевой комплекс автоматизации промышленного предприятия, считает, что система управления базируется на трех основных составляющих:

- информационная поддержка процессов разработки и реализации

решений;

- набор типовых бизнес-процедур для решения поставленных задач;

- система активизации персонала.

Оптимизация данных составляющих и является, по мнению корпорации, основным направлением совершенствования системы управления.

Анализируя существующие подходы к системе управления, можно сформулировать для нее общее определение. Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование предприятия. Можно предложить расширенный набор элементов, входящих в систему управления и состоящий из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления (рис.2).

Методология управления включает цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности.

Процесс управления представляет собой систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Структура управления включает функциональную и организационную структуры, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействия высших органов управления и профессионализм персонала.

Техника управления включает компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, Интернет и систему документооборота.

В свою очередь, методология и процесс управления формирует управленческую деятельность, а структура и техника управления - механизм управления. Состояние элементов системы управления непосредственно отражается на эффективности и функционировании в целом.

Основная задача системы управления – формирование профессиональной управленческой деятельности, которая может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс – это совокупность действий (выполнение функций, методов и др.), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства и др.) для реализации миссии организации на основании определенных правил и процедур. Узаконенные или общепринятые правила и процедуры перерастают в стандарты.

.


 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: