Социологическое исследование: этапы и виды. Программа социологического исследования

Роль социологических исследований.

Проведение любого социологического исследования начинается с конкретного заказа и осуществляется целым коллективом участников. Вся работа разделяется на пять крупных этапов. 1) Подготовительный (подготовка исследования) 2) Сбор первичной социологической информации. 3) Статистическая обработка собранной информации и обработка полученной информации на электронно-вычислительной машине. 4) Анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. В соответствии с характером поставленных целей и задач необходимо выбрать вид социологического исследования, которые можно классифицировать по различным критериям. В основном выделяют следующие основные виды социологических исследований: а) разведывательное, б) описательное и в) аналитическое. Программа социологического исследования – это теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы. Структура программы состоит из следующих основных разделов. Методологическая часть. Формулировка и обоснование проблемы. Определение целей и задач в социологическом исследовании. Типы задач: основные, не основные, теоретические, прикладные. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта. Значительное место в данном разделе отводится гипотезе. Организационная часть программы. Рабочий план. Общие правила планирования и проведения исследования. Расчеты продолжительности, трудоемкости и финансирования. Приемы структурирования исследовательского процесса. Получение социологической информации осуществляется с помощью многих методов: анализ документов, метод наблюдения, метод опроса, экспертный опрос. Кроме того, в социологическом исследовании используются методы анкетирования, интервью, эксперимента, а также метод социометрии и метод контент-анализ и другие. Получив первичные социологические данные, социологи ее анализируют с помощью определенных методов и средств. Анализ и использование результатов социологического исследования - это обработка собранной информации на основе шкалы измерений, группировки социологической информации. Студентам следует ознакомиться с такими понятиями как: ряды распределений, составление таблиц, виды таблиц. Важным аспектом полученной информации является ее обобщение и отображение в соответствующей форме, например, графический способ отображения социологических данных.

16. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент.

Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты.

При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании.

3) Статистический анализ.

В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы.

2 осн. метода анализа: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания док-ов в соответствии с целью иссл-ия. Формализованный анализ докум-ых источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информаций из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических хар-к текстов (или со-общений)

Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей социологического исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: