Типология социологических исследований. Понятие социального факта

Классификация социологических исследований может быть осуществлена по ряду критериев.

1. По цели исследования:

- теоретические (академические) – ориентированы на выявление социальных тенденций, на разработку теорий с использованием уже имеющихся данных, полученных в предыдущих исследованиях.

- эмпирические – направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем, опираются на реальные и непосредственно наблюдаемые действия, поступки, поведение людей. Прикладное исследование – не просто эмпирическое исследование, а исследование, выполняемое по заказу лица, намеренного применить полученные знания на практике.

2. По частоте проведения исследования:

-разовые (точечные) – дают возможность получить информацию о состоянии социального объекта или явления на текущий момент.

- повторные – позволяют изучить социальные явления в динамике, в развитии. Повторные социологические исследования, в свою очередь, подразделяются на панельные, трендовые, лонгитюдные и мониторинговые.

Панельное исследование ориентировано на обследование одних и тех же индивидов, по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы. Главный недостаток – сложность сохранения идентичности выборки при переходе от одного этапа к другому. Количество повторных обследований и интервалы между ними определяются содержанием и целями исследования.

Лонгитюдное исследование предполагает длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупности определенного этапа развития. В отличие от панельных исследований, в которых объектом изучения могут выступать различные возрастные когорты, лонгитюдные исследования ориентированы преимущественно на молодежь, которая является наиболее динамично развивающейся возрастной группой. Это один из самых трудоемких и дорогих по затратам видов исследования в силу необходимости поддержания и сохранения контактов между респондентами и исследователями в течение многих лет.

Трендовые исследования проводятся в рамках единой генеральной совокупности или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе. В свою очередь, такие исследования подразделяются на когортные и исторические.

а) когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемы в выборку респонденты, были представителями изучаемой когорты.

б) исторические трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы, которая обследуется через определенные промежутки времени. В таком случае постоянными остаются группы, а сами когорты и время проведения исследования изменяются.

Социологический мониторинг является одним из наиболее эффективных видов повторного социологического исследования. Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них. Основная цель социологического мониторинга – получение новой систематизированной социологической информации, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие периоды времени

3. По месту проведения исследования:

- полевые – проводятся в естественных для изучаемой общности условиях

- лабораторные – проводятся в специально созданных для данного исследования условиях

4. По задачам:

-разведывательные (пилотажные) – наиболее простой вид социологического исследования. Оно ставит целью получение оперативной социологической информации, решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемы совокупности. Его отличают упрощенная программа и методика и сжатый по объему инструментарий. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбора прикидочных сведений об объекте исследования для общей ориентации. Так же может применяться для получения дополнительной информации об объекте и предмете исследования, уточнения и корректировки гипотез и задач и инструментария.

Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, который проводится в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии.

-описательные – более сложный вид социологического исследования. По своим целям и задачам предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Объектом исследования является достаточно большая совокупность людей, неоднородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнения и сопоставления. Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся по своим характеристикам.

-аналитическое исследование – самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Ставит своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают его характер, распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты. Аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного или описательного исследования собирают сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта или предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

5. По масштабу:

-локальное

-региональное

-общенациональное

-международное

-монографическое – исследование одного объекта. При этом данный объект рассматривается в качестве характерного для всего класса изучаемых процессов. Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации, а ограничивается детальным анализом одного нового явления, отсутствие достаточной информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования.

6.По методам исследования:

-качественное

-количественное

-комплексное

7. Маркетинговые исследования занимают важное место в структуре прикладной социологии. Они ориентированы на постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов, происходящих на рынке товаров и услуг, выявление основных тенденций в динамике спроса и предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: