Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

Характеристика уровней высшего профессионального

образования в России

Выполнили:

студенты 41 группы био ПО ФЕНО

Рубцова А.В., Роскоп А.А.,

Наседкин И.В., Дёмин Д.С.

Преподаватель:

ассистент

Ворожцов Дмитрий Владимирович

Омск-2015

4. Система многоуровневого образования: уровни и квалификация К уровням профессионального образования — высшего образования с сентября 2013 года относятся: · высшее образование — бакалавриат; · высшее образование — специалитет, магистратура; · высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. На программы бакалавриата и специалитета можно поступить на базе среднего общего образования, на программы магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации — на базе высшего образования других уровней (не обязательно на бюджетной основе), для обучения по программам подготовки кадров высшей квалификации необходимо наличие высшего образования — специалитета, магистратуры
5. Бакалавриат: назначение, сроки обучения, квалификация БАКАЛАВР- в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии государственного образовательного стандарта - ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Срок 4-5 лет
6. Магистратура: назначение, сроки обучения, квалификация Магистратура – более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за два дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки и ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По завершении обучения выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».срок 2-3 года
7. Специалитет: назначение, сроки обучения, квалификация На программы и специалитета можно поступить на базе среднего общего образования в действующей системе образования утрачивает силу, специалитет остался лишь в технических специальнастях. срок 5- 6 лет
8. Профессиональная подготовка специалистов Профессиональная подготовка специалистов может произходить по бакалавриату и специалитету, все зависит от уровня полученых практических знаний и квалификации выпускника.

Вопрос 8. Профессиональная подготовка специалистов.

Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Направлена на:

· развитие трудовых ресурсов;

· обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан;

· усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Перспективные направления развития профессиональной подготовки:

· обучение интегрированным профессиям;

· внедрение современных учебных программ и технологий.

Вопрос 9. Послевузовское профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование – это своего рода замыкающий (высший) уровень в системе основного профессионального образования. Его главное предназначение – подготовка педагогических кадров для ведения образовательной деятельности в высших учебных заведениях, а также подготовка кадров для науки. Поскольку послевузовское образование является «наивысшим» уровнем профессионального образования, претендовать на него могут только те, кто уже имеет диплом о высшем профессиональном образовании (диплом специалиста или магистра).

Докторантура, аспирантура, адъюнктура могут существовать только в аккредитованных вузах.

· Научные учреждения и организации для открытия докторантуры, аспирантуры или адъюнктуры должны иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, а также располагать высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами.

· Докторантура может быть открыта в том случае, если в вузе или научном учреждении существуют и функционируют профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Послевузовское профессиональное образование можно также получить в ординатуре, интернатуре и при обучении в форме ассистентуры-стажировки. В данном случае обучающимся после прохождения государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца о послевузовском профессиональном образовании.

Максимальная продолжительность обучения составляет два года по очной форме. Для некоторых специальностей научных работников срок обучения может быть увеличен. Как правило, перечень данных специальностей устанавливается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

Отличия аспиранта от соискателя:

Аспирант: 1. Сдаёт вступительные экзамены. 2. Должен сдать кандидатские экзамены в те сроки, которые сам и указал в бумажках. Обычно это первый год обучения. Обычно сроки определяет науч.рук. 3. Получает аспирантскую стипендию, размер доплаты к которой зависит от возможностей кафедры и от возможных грантов. 4. Имеет доступ к библиотеке как аспирант. 5. Имеет (иногда) всякие преимущества при оплате командировок и т.п. как учащийся. Соискатель: 1. Не сдаёт вступительные экзамены. 2. Должен сдать кандидатские в течение 2 лет. 3. Не получает аспиранскую стипендию, но получает зарплату, т. к. он работает. 4. Имеет доступ к библиотеке как сотрудник кафедры. 5. Не имеет никаких преимуществ при оплате - он же сотрудник! Ни у аспиранта, ни у соискателя нет жёстких ограничений по срокам защиты. У аспиранта есть ограничение по срокам предоставления текста диссертации. Эти сроки определяет науч.рук.

Вопрос 10. Повышение квалификации: принципы, структура, программы.

Принципы:

· непрерывность

· диверсификация (разнообразие)

· синергетический принцип

Принципы, отражающие идеи образования взрослых

Принцип непрерывности. Непрерывность - ключевой принцип развития профессионально-педагогического образования в мире.

Принцип непрерывности позволяет рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики.

Принцип непрерывности образования взрослых детерминирует рост образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. При этом условиями (правилами) реализации принципа непрерывности является:

· опора на самообразование, освоение умений и навыков учения, развитие ценностных ориентаций в духе «учения через всю жизнь», широкое использование активных форм и методов обучения, подход к обучению как процессу преобразования жизненного и профессионального опыта;

· переход образовательной теории и практики к парадигме, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, саморазвитие обучающихся;

· формирование смысловых, жизненных ориентиров личности, включая и профессионально-образовательный, одной из жизненно важных линий самореализации, которая осуществляется средствами образования;

· творческий рост личности, конструктивное преодоление ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса, самоактуализация научно-педагогическим работником своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.

Таким образом, принцип непрерывности в системе непрерывного повышения квалификации дает возможность объединить, интегрировать все дискретные элементы системы дополнительного профессионального образования, придать им целостность, системность, позволяющую человеку безболезненно адаптироваться к любым звеньям подсистемы образования.

Принцип диверсификации

Диверсификация (от лат. diversicatio - изменение, разнообразие) в образовании означает переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней форм получения образования. Она призвана расширить возможность самореализации личности. В дополнительном профессиональном образовании наметилось два основных пути диверсификации: многоступенчатая и многоуровневая подготовка научно-педагогических работников.

Принцип диверсификации обеспечивает опережающий характер дополнительного профессионального образования, в основе которого лежит идея профессионального развития личности, обеспечивающего формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новых и перспективных технологий и профессий, расширение опережающей подготовки кадров по этим профессиям.

Ученые выделяют пpогpаммно-пpофильную, технологическую, стpуктуpную и др. диверсификацию образовательных учреждений. Однако мы считаем, что приоритетной задачей в системе непрерывного повышения квалификации является диверсификация сознания научно-педагогического работника. Необходимо осуществить переход от технократической, нормативной модели образования в системе повышения квалификации к образованию, ориентированному на результат, на получение долгосрочных эффектов обучения. Основная сущностная характеристика диверсификации - непрерывное, прогрессивное, разностороннее и расширяющееся развитие личности.

Специфика системы непрерывного образования в социально-культурной сфере, по мнению Т.Э. Мангер, заключается в формировании индивидуального сознания, духовно-нравственных ценностей, развитии художественно-творческого потенциала личности, эмоциональной саморегуляции и предполагает непрерывный целенаправленный преемственный, динамичный процесс по взаимодействию образовательных структур и социально-культурных учреждений.

Таким образом, диверсификация рассматривается как общепедагогический принцип, отражающий осознанную и целенаправленную деятельность как явление, присущее научно-педагогическому работнику вуза, организатору курсов повышения квалификации и становится частью корпоративной культуры учреждения образования.

При этом механизмы диверсификации системы непрерывного повышения квалификации отражают:

· современный период развития образовательной системы, ее новую образовательную парадигму;

· процесс организационно-структурного реформирования, создание учреждений нового типа;

· принцип структурирования системы непрерывного образования;

· многоуровневость образования, тенденцию развития разносторонних образовательных программ, систем, форм, характера и содержания деятельности.

Синергетический принцип

Основанием для выделения принципов обучения в системе непрерывного повышения квалификации служит методология синергетики, которая в отличие от традиционного подхода к проектированию образовательного процесса позволяет проектировать не конечное состояние системы, а развитие системы к этому состоянию.

Синергетический принцип непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников основывается на признании субъективности человеческого знания и интересов личности, являющихся имманентным потенциалом саморазвития и самоорганизации личности. Мера способности человека к саморазвитию - важнейший признак его культуры.

С позиций синергетики непрерывное повышение квалификации рассматривается с точки зрения самоуправления, самоорганизации, саморазвития в открытых педагогических системах. Процесс становления человека, формирование личности подобен рождению порядка из беспорядка. Тоже может быть отнесено к системе непрерывного повышения квалификации, так как «синергетический процесс в педагогических системах - взаимодействие двух сопряженных взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, организации и самоорганизации), приводящий к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию».

Ключевыми положениями синергетического образовательного процесса познания в системе непрерывного повышения квалификации является синергия (сотрудничество), взаимозависимость и личная автономия. Они дополняют педагогические принципы, отражающие идеи образования взрослых, и предопределяют успех процесса познания.

При этом условиями (правилами) реализации синергетического принципа являются:

· видеть в непрерывном повышении квалификации необходимый источник саморазвития личности, способный трансформироваться в личностные качества субъектов педагогического процесса;

· уважать права участников педагогического процесса на свою альтернативную позицию в освоении профессиональных компетентностей в процессе непрерывного повышения квалификации;

· утверждать во взаимоотношениях «преподаватель - слушатель» фасилитаторские, но не менторские отношения, что позволит субъектам педагогического процесса совершенствовать свои личностные качества, делая «очередной шаг к своей самости»;

Повышение квалификации рассматривается как дополнительное образование взрослых.

Вопрос 11 Переподготовка кадров: принципы, структура, программы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: