Каждая стадия развития личности сопровождается кризисом идентичности. Кризис возникает как следствие достижение определенного уровня психологической зрелости и выполнения социальных требований, предъявляемых человеку на определенной стадии развития. Каждая стадия характеризуется специфической генетической задачей, проблемой в социальном развитии, которая предъявляется человеку, но необязательно находит решение.
Кризисы играют жизненно важную роль в развитии человека, они могут иметь как позитивное, так и негативное влияние. Это влияние будет зависеть от того как будет выполнена или же не выполнена генетическая задача.
Сходства и различия теории Э.Эриксона и З.Фрейда.
| Э. Эриксон | З. Фрейд |
| Более социализированная теория | В основе лежит психосексуальное человека |
| учитывает развитие от рождения до смерти | З. Фрейд рассматривает стадии развития только до 18 лет. |
| особое внимание уделяется взаимодействию с обществом | использует отношения: ребенок – мать – отец. |
| Э. Эриксон принял структуру личности З. Фрейда | |
| Оба автора используют понятие сексуальной энергии, скопление и выход её через определенные органы. |
Понятие «модус органа» и «модальность поведения».
Модус органа - это зона концентрации сексуальной энергии; орган, стимуляция которого на той или иной стадии доставляет удовольствие человеку.
Модальность поведения – воспитательные шаблоны той или иной культуры; способность воспринимать и принимать то, что дают.
Эти понятия Э. Эриксон ввел в рамках психоаналитеческго направления.
7. Стадии жизненного пути развития личности.
| Стадия | Полярные качества |
| Младенчество (от 1 до 3 лет) | Доверие – недоверие |
| Ранний возраст (от 3 до 6 лет) | Автономия - сомнение, стыд |
| Школьный возраст (от 6 до 11 лет) | Достижение – неполноценность |
| Подростковый возраст (от 11 до 20 лет) | Идентичность - диффузия идентичности |
| Молодость (от 20 до 25 лет) | Интимность – изоляция |
| Зрелость (до 50 лет) | Творчество – застои |
| Старость (от 50 лет) | Интеграция - разочарование в жизни |






