Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация

Частная собственность возникает двумя путями: через разгосударствление и приватизацию.

Важнейшими актами законодательства являются законы: от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»; от 16 апреля 1992 г. «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь»; от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь».

Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» определил понятия процесса приватизации.

Под разгосударствлением понимается передача от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

Объектами приватизации являются:

· государственное и общественное жилье;

· государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий (в дальнейшем – предприятия);

· государственное имущество, сданное в аренду;

· государственное имущество в виде оборудований, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий;

· доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

К субъектам, приобретающим государственную собственность в процессе приватизации, относятся:

· граждане Республики Беларусь;

· юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности;

· юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

· иностранные инвесторы;

· лица без гражданства.

К основным принципам проведения приватизации относятся:

· сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;

· право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездного передаваемой государственной собственности;

· дифференциация методов, форм и процедур приватизации;

· разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

· предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

· контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;

· обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

· постепенность и поэтапность;

· соблюдение законности.

Однако преобразования собственности общественно оправданы лишь тогда, когда они экономически эффективны, т.е. ведут к росту общественной производительности (отдачи) ресурсов. Повышение эффективности - таков экономический критерий приватизации государственной собственности.

Преобразования государственной собственности экономически оправданы и прогрессивны тогда, когда они обеспечивают рост общественной эффективности производства и экономической системы в целом.

Разгосударствление предполагает изменение экономической роли и функций государства, переход от неэкономических к экономическим методам регулирования экономики. Проводится для преодоления монополии государства, устранение существующего в условиях административно-командной системы отчуждения работника от средств и результатов производства, превращения его в реального собственника.

В Республике Беларусь сочетается платная и бесплатная приватизация.

Важной чертой приватизации является постепенность и поэтапность ее проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: