Частная собственность возникает двумя путями: через разгосударствление и приватизацию.
Важнейшими актами законодательства являются законы: от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»; от 16 апреля 1992 г. «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь»; от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь».
Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» определил понятия процесса приватизации.
Под разгосударствлением понимается передача от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.
Объектами приватизации являются:
· государственное и общественное жилье;
· государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий (в дальнейшем – предприятия);
· государственное имущество, сданное в аренду;
· государственное имущество в виде оборудований, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий;
· доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.
К субъектам, приобретающим государственную собственность в процессе приватизации, относятся:
· граждане Республики Беларусь;
· юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности;
· юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
· иностранные инвесторы;
· лица без гражданства.
К основным принципам проведения приватизации относятся:
· сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;
· право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездного передаваемой государственной собственности;
· дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
· разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;
· предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
· контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
· обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
· постепенность и поэтапность;
· соблюдение законности.
Однако преобразования собственности общественно оправданы лишь тогда, когда они экономически эффективны, т.е. ведут к росту общественной производительности (отдачи) ресурсов. Повышение эффективности - таков экономический критерий приватизации государственной собственности.
Преобразования государственной собственности экономически оправданы и прогрессивны тогда, когда они обеспечивают рост общественной эффективности производства и экономической системы в целом. |
Разгосударствление предполагает изменение экономической роли и функций государства, переход от неэкономических к экономическим методам регулирования экономики. Проводится для преодоления монополии государства, устранение существующего в условиях административно-командной системы отчуждения работника от средств и результатов производства, превращения его в реального собственника.
В Республике Беларусь сочетается платная и бесплатная приватизация.
Важной чертой приватизации является постепенность и поэтапность ее проведения.