Понятие рационального потребителя

В условиях рыночной экономики потребителю приходится делать выбор между различными видами товаров (благ). В связи с этим выделяют такое понятие как потребительское поведение.

Потребительское поведение - это формирование спроса потребителей на различные товары и услуги, в результате чего потребитель как бы оценивает работу производителя.

Так, если потребитель за товар отдает деньги, при этом столько, чтобы покрыть затраты производителя, то тем самым деятельность производителя признается общественно-полезной для общества. Если же потребитель не купил товар, то производитель разоряется. Поэтому, анализируя поведение потребителей, целесообразно учитывать их желания, предпочтения, возможности.

Рациональным потребителем принято считать потребителя, для которого целью является потребление таких экономических благ, которые при определенных ценах и доходе могли бы лучшим образом удовлетворить его потребности.

Ситуация, в которой оказывается типичный потребитель, может быть описана следующим образом:

1. Разумное поведение. Типичный покупатель стремится получить за свои деньги всё, что можно или максимальную совокупную полезность;

2. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчётливую систему предпочтений по отношению к товарам и услугам, предложенным на рынке, прекрасно представляет какую именно предельную (дополнительную) полезность он извлекает из каждой последующей единицы различных продуктов, которую он решил купить;

3. Бюджетное сдерживание. Денежный доход имеет ограниченную величину в силу ограниченности человеческих и имущественных ресурсов;

4. Цены. Потребитель не может купить всё, что ему хочется, поскольку блага, которые он желает приобрести, имеют цену и, обладая ограниченным количеством средств, потребитель не может купить всё, что ему хочется. Потребитель должен идти на компромиссы, выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных средств получить в своё расположение наиболее удовлетворяющий его набор товаров и услуг.

Выбор потребителя заключается в стремлении так распределить свою покупательную способность, чтобы получить максимальную полезность от потребляемых благ и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: