Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD-AS. Изменения в равновесии. Эффект храповика

Модель AD-AS (модель совокупного спроса и совокупного предложения) — макроэкономическаямодель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Впервые она была выдвинута Джоном МейнардомКейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег»[3].

Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногдаВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов и стагфляция[2]. С точки зрения абстракции, имеет Ж-образную форму.

В краткосрочном периоде равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: общий уровень цен и совокупный выпуск. При сдвиге хотя бы одного из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрах системы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения.

В долгосрочном периоде модель AD-AS показывает, что могло бы быть с уровнем цен и выпуском товаров при полной занятости всех экономических ресурсов. Подобное равновесие является абстрактным и не имеет конкретных точек пересечения, которые могли бы объяснить его. В данном случае рассматривается кривая долгосрочного совокупного предложения и ее положение от точки реального равновесия. Если реальный баланс ниже потенциального, то есть если кривая долгосрочного предложения находится справа от точки реального равновесия, то в стране наблюдается рецессия, поскольку ресурсы используются неэффективно и не полностью. Если же реальное равновесие превышает потенциальное, следовательно, можно говорить о перегреве экономики, потому что тогда ресурсы «переиспользуются».

Эффект храповика — эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными. Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса (RobertHiggs). Название происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону.

Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения. Причинами возникновения эффекта могут быть монополизм на рынках, государственная политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рыночной экономикой — действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы.

Психологически данное явление иллюстрируется формулой «К хорошему привыкаешь гораздо быстрее, чем отвыкаешь от него».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: