Черное, белое или серое. Часть вторая

Однажды кто-то спросил у Х. М. С. Ричардса: «Следует ли женщинам испьзовать косметику?» Он сказал: «Когда фасад дома надо покрасить, красьте его». Хотя я в точности не знаю, что он именно имел в виду, мне хотелось бы, чтобы наши ответы были такими же простыми и лаконичными.

Но ответы редко бывают простыми, когда мы пытаемся решить вопросы церковной этики и норм. Что правильно и что неправильно? Что делать с серыми зонами? Дьявол никогда не перемещает человека из белой области в черную за один раз, посредством гигантского скачка. Он шаг за шагом и проводит человека через серые зоны. А как определить, что правильно, а что - нет в серых зонах, например: куда можно ходить, что есть, какую музыку слушать, какие книги читать, какие телепередачи смотреть, какую надевать одежду и какие выбирать развлечения?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поговорить о принципах. Будучи пастором, я знаю, что люди пытаются добиться моего мнения по поводу деталей, но я стараюсь избегать излишних подробностей. Прошло немало лет с тех пор, как мои дети были подростками - мой длинноволосый сын и моя дочь, носившая короткие юбки. Конечно, возникали проблемы, ибо я хотел повлиять на них таким образом, чтобы они пересмотрели свое поведение. Но я знал, что ни он, ни она еще не отдали свою жизнь Иисусу. А я твердо уверен, что нельзя делать предметом религиозного обсуждения церковные нормы или личную этику, если человек еще не отдал свою жизнь Иисусу. Это просто бесполезно. Поступая так, вы можете просто-напросто подавить в нем всякое желание отдать свою жизнь Христу, поскольку он будет считать, что Бог вмешивается в его личную жизнь и нарушает предпочитаемый им образ жизни. Вот почему я решил взять на себя роль козла отпущения и говорить своим детям, чего я от них добиваюсь. Когда они спрашивали, почему, я отвечал: «Потому что я так сказал. Вот и все».

Множество правил и предписаний в наших школах не должны иметь ничего общего с Богом, верой или религией. И мы не можем ожидать, что они станут исходной предпосылкой того множества молодых людей, которые еще не отдали свою жизнь Иисусу. Когда они сделают это и обретут взаимоотношения с Богом, тогда это будет иметь смысл. Но если этого не произошло, ожидать от них что-либо бессмысленно!

Мы знаем, что в каждой общине есть люди, которые слушают Божью весть, но которые еще не отдали свою жизнь Христу. По этой причине мы предпочитаем не вдаваться в подробности и не говорить того, что может оттолкнуть их. Вот почему мы ограничиваемся принципами.

Размышляя о важности принципа, я подумал о космонавтах, готовящихся к полету на космическом корабле. Если бы я был космонавтом и готовился к выполнению определенной задачи в космосе, то не стал бы думать о том, что меня устраивает, а что - нет в программе подготовки. Я также не стал бы уделять минимум внимания правилам и нормам полета и подготовки к нему. Я бы стремился к совершенству, а вы? Мне бы хотелось подготовиться к любым неожиданностям.

Это сравнение с космическим полетом наводит на мысль о том, что наши нормы и правила, наши предписания и этические законы имеют определенное отношение к тому, чтобы мы смогли подняться с земли на небо. Поэтому я хочу вернуться и пояснить этот момент. Когда мы говорим о том, что правильно, а что неправильно в процессе обсуждения этики и нравственных правил, то не имеем при этом в виду, что они смогут перенести нас на небо. Мы окажемся в раю только благодаря тому, что сделал Иисус. Принятие этой истины через каждодневные взаимоотношения с Ним до дня Его Второго пришествия — вот путь спасения для нас. С другой стороны, мои решения относительно того, что правильно, а что - нет, а также отношение к собственному образу жизни, особенно в серых зонах, - все это может повлиять на мои взаимоотношения с Иисусом.

Я выяснил это как-то поздно вечером, когда вместо того, чтобы идти спать, уселся смотреть фильм по телевизору. В нем распутывалось загадочное убийство, но я оправдывал себя тем, что одним из героев фильма был миссионер. На фоне этого фильма книга «Желание веков» на следующее утро показалась мне слишком скучной. И это отразилось на моей духовной жизни. Если мероприятия, в которых я участвую, или дела, которые я делаю, воздействуют на мою повседневную жизнь и взаимоотношения с Иисусом, то они влияют и на мое странствие с земли на небо, не так ли?

Даже представители новой теологии, которые уверены в том, что оправдание — это и есть Евангелие, и что в Евангелии нет ничего, кроме оправдания, иногда добавляют на выдохе: «Но Бог также и освящает тех, кого оправдывает». Следовательно, когда мы говорим о нормах в церкви или об индивидуальных нормах, о методах различения добра и зла, то затрагиваем темы, которые могут повлиять на наше спасение в том случае, если каким-то образом отражаются на наших взаимоотношениях с Иисусом.

Итак, следующие четыре принципа с помогают нам которых мы отличать добро от зла:

Первый принцип. Каков мой мотив? Могу ли я просить Бога о том, чтобы Он помог мне понять его? Чего я на самом деле добиваюсь в этой ситуации? (Обычно у нас есть два мотива для совершения наших поступков: «хороший» повод и настоящая причина!)

Второй принцип. Избегайте всякой видимости зла. Если бы мы жили на необитаемом острове, тогда это не имело бы большого значения. Но мы живем в мире среди людей, и даже видимость зла может бесчестить Божье имя.

Третий принцип - принцип влияния. Мы уделяем недостаточно внимания сочинениям Елены Уайт, в которых так много говорится о силе влияния. Иногда мы считаем эту писательницу самой строгой, консервативной и занудной из всех известных нам людей. Однако в данном вопросе Елена Уайт попала в самое яблочко. Говоря об определенных нормах, мы изобретаем всевозможные поверхностные причины, почему нам следует поступать так, а не иначе. Но с ее точки зрения главным является влияние, которое мы оказываем. Не делайте ничего такого, что может соблазнить или оскорбить другого человека, если можете обойтись без этих поступков.

.Я ввел в свой компьютер слова «преткновение» и «соблазн» и обнаружил текст из Псалтыри, который все мы не раз слышали: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118:165). Я по-новому взглянул на эти древние слова. Если кого-то в церкви соблазняют мои поступки, то эти люди своей реакцией доказывают, что не любят Закон Божий. Они ненавидят его.

Итак, если люди считают мой поступок неправильным, потому что являются консервативными, строгими защитниками Закона Божьего, и если мой поступок их оскорбляет, то это доказывает, что они вовсе не любят закон. Ибо «велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения». Истина заключается в том, что на самом деле они ненавидят закон и боятся, что я буду безнаказанно делать то, что они, по своей немощной совести, делать не могут.

Мы можем не обращать никакого внимания на этих экстремистов, исходя из принципа: «Пусть они варятся в собственном соку». Но Апостол Павел говорит: «Нет, не оскорбляйте даже тех людей, которые ненавидят закон, и всю свою жизнь смотрят на сучок в глазе брата своего». Павел советует нам не соблазнять их. «Да, но пусть они сами разбираются со своими проблемами?» «Нет, — говорит он, я тоже должен помочь им в этом меня есть свои проблемы». Не соблазняйте их. Это библейский принцип, и мы пытаемся помочь людям освободиться от проблем и стать лучше.

Четвертый принцип. К чему приведет мой поступок? Что с ним связано? Многим из нас знакомы подобные истории. Мы могли бы привести многочисленные примеры людей, которые покатились по наклонной и отошли от Бога. Большинство из нас испытывало нечто подобное.

Иисус произнес замечательную молитву о тех, кого окружают пути, ведущие в погибель. Незадолго до того, как Его схватили, когда Он еще был со Своими учениками, Христос обратился к Своему Отцу: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Мы не сможем подняться на тот уровень, который Бог определил для Своих детей, если станем отшельниками или будем жить на необитаемом острове. Мы не поднимемся до него, если будем сидеть под какими-нибудь лозунгами или спать на гвоздях. Мы живем в мире. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла».

Мы узнаем о том, что правильно, а что - нет, прежде всего, благодаря нашей близости к Иисусу. Имея это в виду, я хотел бы обратиться к знаменитой притче о пастыре и овцах, где Иисус — Пастырь, а мы Его овцы. Иисус является также дверью овцам.

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их; и когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10:1—5) выделено автором).

Овцы идут за пастырем, потому что знают его голос.

Один человек швейцарец рассказал мне, что в детстве он пас свое стадо овец в горах рядом со стадом соседского мальчика, который был его другом. Они вместе следили за овцами и помогали друг другу. Однажды разразилась страшная буря, и мальчики вынуждены были поспешить в укрытие. Все овцы рассеялись и перемешались, когда жались друг ко другу в естественных ущельях и иных укрытиях во время проливного дождя, ветра, молний и раскатов грома.

Когда буря закончилась, юные пастушки попытались определить каждый своих овец. Немало времени было потрачено впустую их. В конце концов, они, разочарование, признали: «Мы не можем сделать этого. Придется нам пойти домой и попросить о помощи». Тогда один мальчик пошел своим путем, а другой отправился по своей дороге. К их немалому удивлению овцы сами разделились, и каждое стадо пошло за своим пастухом. Овцы знали голос своего пастуха и пошли за ним.

В замечательной книге « Желание веков» мы находим такое высказывание: «Когда мы познаем Бога так, как нам это дано, наша жизнь станет примером постоянного повиновения» (ст. 668). Несомненно, что главное — это познание Бога. А чуть ниже мы читаем строки, имеющие отношение к нашей теме: «Люди, решившие не совершать неугодного Богу, после общения с Ним будут знать, каким путем идти. И тогда они получат не только мудрость, но и силу для послушания и для служения»(там же).

Таким образом, выстраивается такая последовательность:

1. Люди знают Бога лично (мы возвращаемся к теологии взаимоотношений).

2. У них возникает проблема, когда они пытаются решить, что правильно, а что - нет.

3. Они для себя твердо решили не огорчать Бога.

4. Им обещано, что после «общения с Ним» они «будут знать, каким путем идти».

5. Они получают не только мудрость свыше, чтобы различать добро и зло в так называемых серых зонах, но и силу, чтобы поступать правильно.

Какая благая весть! Многие люди решили для себя, что правильно, но не смогли поступать по правде, так как им не хватило сил. Если кто-то считает себя достаточно зрелым для того, чтобы действовать, исходя из собственных представлений о добре и зле, и отодвигая правильные поступки на второе место, такой человек имеет ошибочные представления о Боге. Мы недостаточно зрелы для того, чтобы быть богами.

Все люди в мире разделены на два вида лагеря: те, кто знает Бога, и те, кто не знает Его. Эти люди есть в любой церкви, в том числе, и в моей. Они есть и вне церквей. Многие сегодня разочарованы в религиозных организациях и церквях и не хотят иметь с ними ничего общего. Но они все же заинтересованы в Боге и прилагают усилия для того, чтобы познать Его через Слово и молитву. Исследования показывают: Бога знает меньшинство членов Христианской Церкви. Большинство по-прежнему возлагает надежды на праведность «по наследству», праведность благодаря членству в церкви, от этики или праведность от посещения богослужений.

Я рискну сделать еще один вывод. Я верю, что когда речь заходит о добре и зле, люди, знающие Бога, поступают одинаково, где бы они ни находились в этом мире. Один и Тот же Святой Дух руководит их жизнью и взаимоотношениями с Богом. Он указывает им, что правильно, а что - нет, и дает силу для того, чтобы поступать по правде.

С другой стороны, люди, не знающие Бога, похожи на хамелеонов. Они меняют свою окраску в зависимости от среды обитания. (Полагаю, вы слышали о хамелеоне, который, случайно попав на шотландский плед, совершенно обезумел!) Вы и впрямь можете полезть на стену, если будете судить о добре и зле в зависимости от того, в каком обществе находитесь. Но именно так поступают люди, не знающие Бога. С их точки зрения религия и церковь — это всего лишь клуб по интересам, поэтому они приспосабливаются к любым нормам и правилам этого клуба.

Однажды по пасторскому перемещению мы должны были переехать из Северо-Запада в Южную Калифорнию, и это нас встревожило. Мы были наслышаны об «адвентистах из Южной Калифорнии». Во время пасторской работы в церкви «Уайт Мемориал» мне было интересно наблюдать за некоторыми студентами, приезжавшими в Университет Лома Линда с Востока, консервативного Востока. Эти консерваторы менялись буквально за один день, приспосабливаясь к той атмосфере, в которой оказывались. Это было столь очевидно, что сразу бросалось в глаза, и это служило доказательством того несомненного факта, что их нормы, этика, их образ жизни определялись тем обществом, в котором они оказывались.

Разве у нас нет более глубоких побуждений? Они должны существовать. Я не хочу, чтобы мои решения относительно того, что правильно, а что не правильно, зависели, или решались тем обществом, в котором я нахожусь.

Много лет тому назад, когда я первый год работал пастором, мне довелось совершать служение в небольшом городке близ Бейкерсфилда, штат Калифорния. Я отвечал за служение в городе Тафт, расположенном за нефтяными промыслами. Члены небольшой местной церкви ревностно делились верой с окружающими. Мы организовали библейские занятия, на которые собиралось достаточно много людей. Думаю, в первый год своей пасторской деятельности я провел больше библейских занятий, чем за все последующие годы.

Было трогательно наблюдать за людьми, интересующимися Евангелием. Одна молодая супружеская пара не довольствовалась лишь занятием в группе. Они говорили: «Пожалуйста, приезжайте к нам домой и побеседуйте с нами. Приезжайте после богослужения, отобедайте с нами и давайте еще позанимаемся». Мы использовали любую возможность, чтобы изучать с ними Библию. Их духовный голод невозможно было утолить.

Однако, что касается внешнего вида, эта молодая женщина напоминала багряного зверя и женщину из Откровения 17. Она явно перебарщивала с украшениями даже с мирской точки зрения. На ней было надето полдюжины бус, серьги до плеч и браслеты по всей руке. Картину довершала темно-фиолетовая губная помада! Мы никогда не говорили об ее косметике и украшениях. Мы были полностью сосредоточены на изучении Библии.

Наблюдая за ней, я заметил, что «окраска фасада» начинает меняться. Я стал нервничать. Я действительно очень переживал по этому поводу! Мне показалось, что с ними работает какой-то член церкви — законник, живущий по соседству. Но постепенно все стало меняться. Фиолетовый цвет помады сменился на красный, а затем на розовый. Количество бус уменьшилось с шести до пяти, потом до четырех, потом до одних, а затем они вообще исчезли. Серьги, которые раньше свисали до плеч, становились все короче и меньше. Должно быть, у нее была потрясающая коллекция украшений. Однако постепенно она начала от всего этого отказываться.

Я продолжал нервничать, особенно когда однажды пришел к ним и увидел, что они жуют деревянные щепки. Я решил, что они сходят с ума! «Что вы делаете? — спросил я у них.

«Мы пытаемся бросить курить».

«Почему? Почему вы пытаетесь бросить курить? Кто-то говорил с вами об этом?»

«Нет».

«Тогда почему в вашем образе жизни происходят такие перемены?»

«Мы не знаем».

Все дело в том, что начал действовать принцип. Когда Иисус вошел в их жизнь, они стали непроизвольно меняться. Не могу сказать вам точно, сколько раз я видел подобное, когда люди углублялись в Библию и начинали думать о небесном. Когда в жизнь входит Иисус, мы находим единственно верный ответ на вопрос о добре и зле.

Возможно, у разных людей это происходит по-разному и на различных этапах жизни. Нам надо дать людям возможность и время измениться вместо того, чтобы заглядывать в их шкафы и холодильники. Эти перемены действительно происходят, они вполне реальны. Потому, что знающие Бога направляемы к жизни постоянного послушания. По мере того, как они проводят с Ним все больше времени, то знают, каким путем идти. Они получают также мудрость и силу.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Истинные овцы знают голос своего Пастыря. Он знает, как сообщить им о Своей воле в любой момент времени и при любых обстоятельствах. Я не могу этого объяснить, и вы не можете этого объяснить, но мы можем это испытать. И чем ближе мы становимся к Иисусу, тем более уверенно мы различаем для себя добро и зло в любых жизненных ситуациях.

Апостол Павел сказал важные слова в Евр. 12:1, 2: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякий ‘грех’». Вы помните, какое там употребляется слово? «Свергнем с себя всякое бремя». Бремя — это необязательно грех, но это определенная тяжесть. Это то, что является препятствием в наших взаимоотношениях со Христом. «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (выдел. автором). Когда мы взираем на Иисуса, это влияет на наши грехи и бремена. Мы оставляем их позади.

Я хотел бы задать вам вопрос. Он основан на личном опыте взаимоотношений с людьми, переживающими какой-либо кризис в жизни: трагедию, скорбь, смертельный недуг или потерю любимого человека. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что некоторые вещи, спорные моменты в серых зонах не кажутся такими уж важными перед лицом трагедии и кризиса? Может быть, вы испытали это на личном опыте? Почему-то в такое время мы лучше понимаем, что в действительности важно, а что второстепенно.

Однако мне хотелось бы спросить у вас: если бы вы точно знали, что Иисус вернется через шесть месяцев, повлияло бы это на то, куда вы ходите, что делаете, на ваш образ жизни, особенно в серых зонах? Да или нет? Ответьте честно. Думаю, что да. Наверно, было бы неплохо задать себе этот вопрос.

Будет ли «давка» у жемчужных ворот Божьего града? Устремимся ли мы туда, отбросив все приличия, чтобы попытаться протиснуться через них в небесную отчизну?

На заре истории Американского Запада компания почтовых перевозок объявила конкурс для людей, желающих управлять дилижансом. На это предложение откликнулось три человека. Когда первый кандидат проходил собеседование, у него спросили: «Известно ли вам то опасное место на горной дороге, где с одной стороны - крутой обрыв, а с другой — отвесная скала? Как близко к обрыву вы можете подъехать, чтобы благополучно миновать это место?»

Мужчина ответил: «У меня большой опыт. Я могу благополучно проехать на расстоянии тридцати сантиметров от края».

Со вторым претендентом также провели собеседование и задали ему тот же вопрос: «Известно ли вам то опасное место?.. Как близко к обрыву вы можете проехать, чтобы благополучно миновать это место?»

Он ответил: «У меня большой опыт; я знаю, как надо вести дилижанс. Я знаю своих лошадей. Я могу благополучно проехать на расстоянии пятнадцати сантиметров от края».

Когда спросили или третьего кандидата, он сказал: «Я не знаю, как близко я могу подъехать к краю обрыва, чтобы благополучно миновать это место. Но я скажу вам одно: я постараюсь проехать как можно дальше от края». Его-то и взяли на вакантное место!

Однажды я рассказал эту историю в церкви, и после богослужения ко мне подошел один член церкви и сказал: «В последние годы я еду так далеко от края, что постоянно врезаюсь в отвесную скалу с другой стороны». Такое тоже случается, но исключения только подтверждают основное правило. Хотите ли вы жить на небе с людьми, которые стараются ехать как можно дальше от края, чтобы очутиться там?

Возможно, мы сможем снова увидеть Иисуса на поле Деире отраженного в глазах тех трех еврейских мужей: Седраха, Мисаха и Авденаго. Я все еще помню, как сам, будучи маленьким мальчиком, слушал проповедь моего дяди об этих трех мужественных евреях. В тот день они испортили Навуходоносору праздник. Этот монарх не хотел, чтобы на смену Вавилону пришли Мидо-Персия, Греция и Рим. Поэтому он и поставил огромного золотого истукана. Все должны были склониться перед истуканом под звуки музыки.

Внезапно к Навуходоносору прибежал вестник и сказал: «Есть три человека, которые не поклонились истукану». Тогда Навуходоносор велел привести их и признал в них своих друзей, которых очень уважал.

Возможно, он обратился к ним с такими словами: «Да бросьте вы, ребята. Я все о вас знаю. Я знаю о вашем Боге и симпатизирую вашей вере. Я искренно восхищаюсь вами. Но сегодня мы здесь пытаемся кое-что сделать во славу нашей великой державы, нашего царства. Я не имею ничего против того, чтобы вы молились своему Богу. Но преклоните перед истуканом хотя бы одно колено. Просто встаньте на одно колено и смотрите в это время в другую сторону. Вам необязательно смотреть на истукана. Произнесите, если хотите, короткую молитву своему Богу, только не портите нам веселья и торжества».

Вы помните, что они сказали? «О, Навуходоносор! Нет нужды нам отвечать тебе на это. Мы не поклонимся» (см. Дан. 3:16—18). Они не были людьми умеренных взглядов, держащимися золотой середины, но полностью посвятили себя Богу, Которому служили. Ничто не могло поколебать их послушания Ему. Если Дух Божий обращается к вам, я хочу призвать вас твердо решить для себя не нацеливаться на минимально или максимально необходимые жертвы. Стремитесь к самому высокому уровню.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: