Спрос – платёжеспособная потребность:
· Количество товара, которое могут и хотят купить покупатели по любой цене в определенный период времени
Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов.
QDi = QDi (Ti; P1, …, Pk; Ii…)
где QDi - объем; P1, Pk – цены.
Графический способ:[D2]
Обратную зависимость между ценой и объемом спроса называют законом спроса, и графиком кривой спроса.
Если цена на товар увеличивается, то объем покупок падает.
Если цена на товар снижается, то объем покупок увеличивается.
Факторы, влияющие на спрос:
· Доход покупателей
· Число потребителей, размеры рынка
· Цена и полезность других товаров
· Ожидания потребителей
· Субъективные вкусы и предпочтения, мода
Взаимодополняемые товары (комплементы) – используемые комплектом.
Взаимозаменяемы товары – аналогичные товары.
Предложение – характеризует готовность продавца продать определенное количество товара по особой цене в определенный период времени.
|
|
Объем предложения – количество товара, которое желает и может продать на рынке продавец.
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар.
QSi = QSi (Li; P1, …, Pk; Ti, Ni …)
QSi – объем предложения i-того товара.
Li – характер применяемой в производстве i-того товара технологии.
P1, …, Pk – цены товаров
Ti – налоги
N – природные условия
Закон предложения – по низкой цене производитель желает и может продать меньшее количество товара, чем по высокой и наоборот.
Факторы, влияющие на предложение:
· Изменение цен на ресурсы
· Изменение цен на альтернативные товары и товары, производимые в комплекте с данным товаром
· Изменение технологии производства
· Изменение налогов
· Изменение погодных условий, числа продавцов
· Ожидания продавцов
Взаимодействие спроса и предложения:[D3]
Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS.
(QE = QD = QS) – равновесный объем
(PE = PD = PS) – равновесная цена[D4]
Излишек потребителя – разница между максимальной ценой, которую человек готов заплатить за товар и рыночной ценой этого товара.