Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

Классификация рынков:

· По экономическому назначению объектов рыночных отношений

· По степени ограничения конкуренции

· По географическому положению (местный, региональный и т.д.)

· По отраслям (автомобильный)

· По характеру продаж (оптовый рынок, розничный)

Конкуренция:

· Это соперничество между участниками рынка

· Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Ценовая и неценовая конкуренция

Методы ценовой конкуренции:

· Демпинговое снижение цены

· Сезонное снижение цен и т.д.

· Ценовая дискриминация (не обусловлена издержками производства)

Методы неценовой конкуренции:

· Техническое превосходство

· Повышение надежности изделий

· Повышение качества продукции

· Повышение качества обслуживания

· Использование эффектных методов сбыта

· Улучшение условий оплаты

· Реклама

· Дисконтные карты

Рынок совершенной конкуренции:

· Рынок с большим количеством продавцов и покупателей, причем никто из них не может влиять на цену реализуемого товара

· В итоге на данном рынке в определенный момент времени устанавливается единая цена

Совершенная конкуренция:

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельной дохода.
Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующим.

Условия равновесия фирмы на конкурентном рынке:

· MR = MC = P

· В долгосрочном периоде MR = MC = AC = P, где:

o MR – предельный доход

o МС – предельные издержки

o АС – средние издержки

o Р – цена

Совершенная конкуренция:

· Количество и различие фирм – много мелких

· Характер продукции – однородная

· Входные барьеры – отсутствуют

· Контроль над ценой – отсутствует

Рынок несовершенной конкуренции:

· Рынок с ограниченным числом конкурентов

· В условиях рынка несовершенной конкуренции даже отдельный продавец может повлиять на уровень цены товара

Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой
Монополистическая конкуренция Множество фирм Разнородная продукция Низкие Слабый
Олигополия Малое количество фирм Однородная или дифференцированная Высокие Частичный
Чистая монополия Одна Уникальная продукция, не имеющая заменителей Высокие Полный

Монополистическая конкуренция – тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию.

Реальные отличия при дифференциации достигаются за счет:

· Качества товара

· Улучшения послепродажного обслуживания

· Места продажи товара

· Стимулирования сбыта

Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых фирмами, которые делают его уникальным.

Олигополия:

· Предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь)

· Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено

· Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах

· Дуополия – 2 фирмы

Модели олигополии:

Модель Сущность
Ценовое лидерство (доминирующей фирмы) Одна фирма устанавливает цену, остальные ее принимают
Картели и сговоры Формы соглашения
Модель с ломаной кривой спроса Если олигополистическая фирма снизит цену, то конкуренты последуют ее примеру
Модель рыночной доли Цены на рынке на товары олигополистов имеют тенденцию к выравниванию, несмотря на различие в уровне затрат фирм

Особенности ценообразования в условиях несовершенной конкуренции:

· При несовершенной конкуренции фирма может воздействовать на цену, кривая ее среднего дохода имеет нисходящий характер и характеризует спрос на продукцию неконкурентной фирмы. (AR) MR < AR (P)[D28]

Спрос и выручка[D29]:

· Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту

· Когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки

· Поэтому монополист выбирает объем производства Qe (где выручка максимальна)

Показатели монопольной власти:

· Индекс Лернера:

o Рм – монопольная цена

o МС – предельные издержки

o L = (Рм – МС)/Рм
0 < L < 1

· Высокая прибыль – признак монопольной власти

Индекс Херфиндаля-Хиршмана:

· Расчёт: сумма квадратов индивидуальных долей рынка каждой фирмы
IHH =[D30]

S1 – удельный вес самой крупной фирмы

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы

· Показатель концентрации отраслевого рынка или распределение «рыночной власти» между всеми участниками рынка

Чистая монополия:

· Одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей

· Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически не преодолимы

· Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он – создатель цен

· Юридические входные барьеры:

o Патентная монополия

o Лицензирование видов деятельности

o Внешнеторговые барьеры

· Технологические входные барьеры:

o Технологии производства, характеризующиеся достижением значительной экономии на масштабе лишь при больших объемах выпуска, так что выпуск в размере отраслевого спроса может с наименьшими издержками производиться одной крупной фирмой

· Стратегические входные барьеры:

o Плод поведения самих монополистов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: