Классификация рынков:
· По экономическому назначению объектов рыночных отношений
· По степени ограничения конкуренции
· По географическому положению (местный, региональный и т.д.)
· По отраслям (автомобильный)
· По характеру продаж (оптовый рынок, розничный)
Конкуренция:
· Это соперничество между участниками рынка
· Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Ценовая и неценовая конкуренция
Методы ценовой конкуренции:
· Демпинговое снижение цены
· Сезонное снижение цен и т.д.
· Ценовая дискриминация (не обусловлена издержками производства)
Методы неценовой конкуренции:
· Техническое превосходство
· Повышение надежности изделий
· Повышение качества продукции
· Повышение качества обслуживания
· Использование эффектных методов сбыта
· Улучшение условий оплаты
· Реклама
· Дисконтные карты
|
|
Рынок совершенной конкуренции:
· Рынок с большим количеством продавцов и покупателей, причем никто из них не может влиять на цену реализуемого товара
· В итоге на данном рынке в определенный момент времени устанавливается единая цена
Совершенная конкуренция:
Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельной дохода.
Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующим.
Условия равновесия фирмы на конкурентном рынке:
· MR = MC = P
· В долгосрочном периоде MR = MC = AC = P, где:
o MR – предельный доход
o МС – предельные издержки
o АС – средние издержки
o Р – цена
Совершенная конкуренция:
· Количество и различие фирм – много мелких
· Характер продукции – однородная
· Входные барьеры – отсутствуют
· Контроль над ценой – отсутствует
Рынок несовершенной конкуренции:
· Рынок с ограниченным числом конкурентов
· В условиях рынка несовершенной конкуренции даже отдельный продавец может повлиять на уровень цены товара
Модели рынка несовершенной конкуренции | Количество фирм в отрасли | Характер продукции | Входные барьеры | Контроль над ценой |
Монополистическая конкуренция | Множество фирм | Разнородная продукция | Низкие | Слабый |
Олигополия | Малое количество фирм | Однородная или дифференцированная | Высокие | Частичный |
Чистая монополия | Одна | Уникальная продукция, не имеющая заменителей | Высокие | Полный |
Монополистическая конкуренция – тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию.
|
|
Реальные отличия при дифференциации достигаются за счет:
· Качества товара
· Улучшения послепродажного обслуживания
· Места продажи товара
· Стимулирования сбыта
Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых фирмами, которые делают его уникальным.
Олигополия:
· Предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь)
· Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено
· Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах
· Дуополия – 2 фирмы
Модели олигополии:
Модель | Сущность |
Ценовое лидерство (доминирующей фирмы) | Одна фирма устанавливает цену, остальные ее принимают |
Картели и сговоры | Формы соглашения |
Модель с ломаной кривой спроса | Если олигополистическая фирма снизит цену, то конкуренты последуют ее примеру |
Модель рыночной доли | Цены на рынке на товары олигополистов имеют тенденцию к выравниванию, несмотря на различие в уровне затрат фирм |
Особенности ценообразования в условиях несовершенной конкуренции:
· При несовершенной конкуренции фирма может воздействовать на цену, кривая ее среднего дохода имеет нисходящий характер и характеризует спрос на продукцию неконкурентной фирмы. (AR) MR < AR (P)[D28]
Спрос и выручка[D29]:
· Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту
· Когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки
· Поэтому монополист выбирает объем производства Qe (где выручка максимальна)
Показатели монопольной власти:
· Индекс Лернера:
o Рм – монопольная цена
o МС – предельные издержки
o L = (Рм – МС)/Рм
0 < L < 1
· Высокая прибыль – признак монопольной власти
Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
· Расчёт: сумма квадратов индивидуальных долей рынка каждой фирмы
IHH =[D30]
S1 – удельный вес самой крупной фирмы
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы
· Показатель концентрации отраслевого рынка или распределение «рыночной власти» между всеми участниками рынка
Чистая монополия:
· Одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей
· Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически не преодолимы
· Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он – создатель цен
· Юридические входные барьеры:
o Патентная монополия
o Лицензирование видов деятельности
o Внешнеторговые барьеры
· Технологические входные барьеры:
o Технологии производства, характеризующиеся достижением значительной экономии на масштабе лишь при больших объемах выпуска, так что выпуск в размере отраслевого спроса может с наименьшими издержками производиться одной крупной фирмой
· Стратегические входные барьеры:
o Плод поведения самих монополистов