Естественные монополии – виды деятельности, эффективность которых определяется масштабом производства, при котором экономнее и выгоднее всего, что бы одна фирма производила весь необходимый продукт и продавала его по определенной цене.
Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую.
Двусторонняя монополия – когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель.
Максимизация прибыли монополистом:
· Объем выпуска, максимизирующего прибыль, определяется двумя способами:
o Сравнениями MR = MC, при этом P > MR
o Сравнением TR и TC
Выводы:
· Прибыль максимальна, когда MR = MC и когда разница между TR и TC максимальна
· Объем производства в условиях монополии ниже, а цена – выше, чем при совершенной конкуренции.
· В условиях монополии используется способ ценообразования – ценовая дискриминация, как метод повышения монопольной прибыли.
|
|
Прибыль монополиста[D31]:
Точке E1 соответствует выпуск Q1. Это – наилучший объем выпуска для покупателей. Для монополиста оптимальный объем Q2. В условиях монополизации конкурентной отрасли улучшается и перераспределяется часть излишка потребителей в пользу монополии.
При совершенной конкуренции излишек потребителей измеряется . При монополии он, как очевидно, составляет лишь сумму, равную .
Так называемые безвозвратные потери общества представляет - Хаберлера – это величина чистых убытков общества от монопольной власти.
В 1929г. он составлял 0,1% ВНП[D32].
Ценовая дискриминация – продажа одинаковых благ разным покупателям по разным ценам, при условии, что различия в ценах не вызваны индивидуальными различиями в издержках на производство и реализацию благ. Ценовая дискриминация возможна только на рынках с несовершенной конкуренцией.
Дискриминация:
· На рынке должна быть исключена или существенно ограничена возможность перепродажи благ (арбитража)
· Продавец должен различать покупателей с разной готовностью платить или с разной эластичностью спроса
Рынок, на котором покупатели разбиты на группы – сегментированный рынок.
Сегмент рынка – группа покупателей с одинаковыми кривыми.
Последствия несовершенной конкуренции:
· Сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем
· Значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции
· Тенденция к постоянному получению прибыли, превышающей нормальный уровень
|
|
· Нерациональное использование ресурсов
Плюсы монополизма:
· Эффект масштаба способствует снижению издержек на единицу продукции
· С одной стороны, способность монополиста иметь экономическую прибыль дает ему возможность финансировать НИОКР
Государственная политика в отношении монополии:
· Усиление конкуренции монополизированных отраслях
· Антитрестовая политика
· Регулирование поведения монополии
· Создание государственных предприятий
Система национальных счетов (СНС). Основные макроэкономические показатели.
Экономические показатели – это величины или характеристики, показывающие состояние экономики:
· Показатели состояния и результатов функционирования экономики в целом, которые часто называются агрегированные показатели
· ВВП
· Численность занятых, которая оценивается ежемесячно
· Число безработных
· Индекс потребительских цен (инфляция)
СНС:
· Совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны
СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей, построенную в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждый СНС состоит их 2-х сторон:
· Ресурсов и их использования (сумма записей в ресурсах равно сумме записей в использовании)
Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной связке этих показателей.
Основными показателями СНС являются:
· ВВП
· Валовый национальный доход (ВНД)
· Чистый внутренний продукт (ЧВП)
· Чистый национальный доход (ЧНД)
· Национальный доход (НД[D33])
Основной показатель СНС России – ВВП, измеряющий стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени (обычно год).
Резиденты – все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны.
Три способа измерения ВВП:
· По добавленной стоимости (производственный метод) - суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость рассчитывается как разность между стоимостью произведенных товаров и услуг (валовым выпуском) и стоимостью промежуточного продукта. Позволяет учесть вклад различных фирм в создание ВВП.
· По расходам (метод конечного использования)
· По доходам (распределительный метод)
Проблема искажения ВВП:
Дефлятор ВВП (индекс цен) – оценивает степень инфляции все совокупности благ.
ДВВП = = (ВВП номинальный / ВВП реальный) * 100%,
– ВВП анализируемого периода.
ВВП номинальный – ВВП, измеряемый в текущих ценах.
ВВП реальный – ВВП, измеряемый с учетом индекса цен (в постоянных ценах)
Метод расчета ВВП по расходам:
Суммируются все расходы на приобретение конечного продукта: ВВП = C + I + G - xn.
C – потребительские расходы населения
I – валовые частные инвестиции в национальную экономику
G – государственные закупки товаров и услуг
xn – частный экспорт (разность между экспортом и импортом данной страны)
Метод расчета ВВП по доходам:
· Зарплата
· Рента
· Процент
· Прибыль
· Косвенные налоги
· Амортизация
Другие показатели в СНС:
ВНД учитывает первичные доходы, полученные резидентами данной страны в связи с их участием в производстве как ВВП данной страны.
ВНД = ВВП + сальдо первичных доходов из заграницы (экспорт – импорт)
Сальдо первичных доходов из заграницы = доходы резидентов данной страны
Номинальный доход = заработная плата + процентные платежи + прибыль корпораций)
|
|
В СНС связаны многие элементы:
· ВВП, ЧВП
· НД
· Личный доход
· Располагаемый доход
ЧВП = ВВП – потребление основного капитала (амортизация)
ЧНД = ВНД – потребление основного капитала (амортизация)
НД = ЧНД – косвенные налоги
Личный доход = НД – взносы на социальное страхование – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты – процентные доходы + личные процентные доходы (включая процент по государственному долгу).
Располагаемый ЛД = ЛД – подоходный налог с граждан.
В ВВП не учитываются:
· Важные показатели (неформальный сектор, деятельность домашних хозяйств для собственного конечного использования)
· Теневой сектор экономики
· Воздействие производства на окружающую среду
· Засекреченность и закрытость информации
· Недостатки информации по внешним связям
Показатель чистого экономического благосостояния общества:
ЧЭБ = ВВП – отрицательные факторы, воздействующие на благосостояние + нерыночная деятельность (в денежной оценке) + денежная оценка свободного времени
ППС (паритет покупательских способностей):
· Количество денежных единиц данной страны, необходимое для приобретения того же количества товаров и услуг на рынке данной страны, которое можно приобрести на 1$ на рынке США
Индекс потребительских цен:
· Отражает динамику стоимости корзины потребительских товаров и услуг, основной показатель уровня инфляции
· Это отношение стоимости определенного набора товаров или услуг в данном периоде к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде, умноженное на 100%
Индекс – относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени.
ip = p1 / p2 – индивидуальный индекс цен.
Индекс развития человека:
· Здоровье и долголетие
· Доступ к образованию
· Достойный уровень жизни
Идеальным условием экономического развития хозяйства – равновесие, согласование, сбалансированное развитие, сбалансированность между ресурсами и потребностями, общественным производством и потреблением, совокупным спросом и предположением, сбережениями и инвестициями.
|
|
В макроэкономических процессах наблюдается цикличность.
Экономический цикл – это движение экономики от одного макроэкономического равновесия к другому в масштабах национальной экономики.
По Марксу – это движение экономики от одного кризиса к другому, способ самоуправления экономики.
Экономические колебания:
· Колебания фактического объема производства вокруг его потенциальной величины, которая достигается при условии полной занятости в экономике
· Реальный ВВП может отклоняться от нормального, и эти колебания фиксируются дефлятором ВВП
· Колебания же фактического объема выпуска вокруг потенциального ВВП характеризуется показателем, называемым ВВП (gap GDP):
gap GDP = (Y – Y*) / Y*, где Y – фактический объем производства, Y*, потенциальный объем производства.
Потенциальный ВВП – это такой объем производства, который достигается при полной занятости ресурсов.
Экономический цикл – промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики.
Фазы:
· Подъем
· Спад, кризис
· Депрессия
· Оживление
Экономический цикл[D34]:
Подъем (экспансия):
· Рост производства и занятости до полной занятости
· Максимальная загрузка производственных мощностей
· Высокий уровень деловой активности
· Высокий уровень цен, заработной платы и процента
Спад (кризис, рецессия):
· Сокращается объем производства, падает деловая активность, растет безработица
· Низкая норма судного процента
· Предложение превышает спрос
· Высокий уровень инфляции
Депрессия:
· Производство и занятость достигают самого низкого уровня – «дна экономики»
· Застой в производстве
· Низкий уровень цен
· Массовая безработица
· Наличие свободного капитала
Оживление:
· Постепенное повышение уровня судного процента
· Повышение инвестиционной активности
· Рост спроса на капитал, обновление основного капитала
· Повышение уровня производства и занятости
Причины колебаний:
Внешние:
· Изменение активности солнца
· Войны, революции
· Открытие новых месторождений золота, урана
· Освоение новых территорий, миграция населения
· Научные открытия
Внутренние:
· Периодическое истощение автономных инвестиций
· Ослабление эффекта мультипликации
· Колебания объемов денежной массы
· Обновление основного капитала
· Личное потребление
· Политика государства (воздействие на производство)