Содержание 1-го модуля

«Юридические аспекты общей психологии»

Тема 1.1. Понятие личности в психологии и правовой науке

Понятие личности в психологии и правовой науке: Лекция. Понятие и структура личности в отечественной психологии. Понятие и система психических явлений. Понятие и структура личности в зарубежной психологии. Современные теории личности. Психоаналитическая теория личности. Сознание и бессознательное в структуре личности. Психологические защиты (по З. Фрейду).

Понятие личности в психологии и правовой науке: Практикум. Изучение личности субъектов правоприменительной деятельнеости.Цель и задачи, принципы профессиональной диагностики. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Структура диагностической методики, обработка и интерпретация диагностических данных. Интегративная интерпретация. Содержание собеседования. Психология личности юриста. Анализ профессиограмм юридических профессий.

Темы для самостоятельного изучения:

· Современные зарубежные психологические концепции личности, используемые в юриспруденции: Реферат.

· Теории личности в отечественной психологии: Реферат.

· Этическй кодекс юриста: Авторский проект.

· Профессиограммы юридических профессий: Реферат.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.

2. Асмолов А.Г.Психология личности. – М., 1990.

3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих групп и отноошений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М.: ФАИР-ПРЕСС. 2003. – 408 с.

5. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

6. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. В.М.Лейбин. – М.: Республика, 1994. – 384с.Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 384 с

7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учеб. пособ. / А.Р.Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 319 с.

8. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Психология и педагогика профессиональной деятельности» для студентов специальности 021110 – «Юриспруденция» / Сост. С.З.Михайлова. – Магнитогорск: МГТУ, 2001. – 29 с.

9. Мироненко И.А.Современные теории в психологии личности. – СПб: Изд-во Михайлова В.А.. 2003. – 223 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 367 с.

12. Фрейд З. Психология бессознательного / Сост. М.Г.Ярошевский. – М., Просвещение. 1990. – 448с.

13. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990. – 272 с.

14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993. – 480 с.

Тема 1.2. Индивидуально-типологические особенности личности

Индивидульно-типологические особенности личности: Лекция. Понятие и взаимосвязь характера и темперамента. Классификации темперамента (Павлов, Айзенк и др.). Характер: структура, свойства. Понятие, виды и краткая характеристика акцентуаций и акцентуированных личностей, норма и патология. Психические аномалии, акцентуации, и преступное поведение. Задатки и способности. Профессиональные способности юриста.

Изучение индивидуально-типологических особенностей личности: Практикум. Диагностика темперамента. Решение задач. Экспересс-диагностика индивидуально-типологических особенностей личности.

Изучение характера: Практикум. Диагностика характера, обработка результатов, построение личностного профиля, интегративная интерпретация

Изучение и коррекция акцентуаций характера: Практикум. Диагностика, обработка, построение личностного профиля, интегративная интерпретация результатов диагностики. Тренинг коррекции акцентуаций.

Темы для самостоятельного изучения:

· Профессиональные способности юриста и их развитие: Реферат.

· Современные концепции темперамента: Реферат.

· Современные типологии характера: Реферат.

· Психические аномалии и преступное поведение: Реферат.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.

2. Асмолов А.Г.Психология личности. – М., 1990.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

4. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

5. Единый мозг: Руководство в изложении К. Хонз / Перевод А.Подберезовской, Д.Чудовой. - М.: «Автор», 1992.- 16с.

6. Георгадзе З.О., Царгасова Э.Б. Судебная психиатрия: учебное пособие для вузов./ Под ред. З.О.Георгадзе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 239 с.

7. Изучение индивидуально-психологических свойств личности: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Психология ипедагогика» для студентов всех специальностей / Сост. Т.Б. Сычева, Ф.А. Маркина. – Магнитогорск, 2002. – 49 с

8. Изучение личности и ее положения в группе: Методические указания к лабораторным занятиям по психологии для студентов дневной и заочной формы обучения / Сост. А.Е.Вохмянина, Т.Н. Джумагулова. – Магнитогорск, 1993. – 39 с.

9. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн., М., 2000. – 384 с.

10. Курбатская Е.М. Формула вашей внешности. – М.: «Амрита». – 1993. – 40с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

12. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992.- 318 с.

13. Основы социальной психологии и социальной педагогики: Методические указания к практическим занятиям для студентов педагогических специальностей / Сост. С.З.Михайлова. – Магнитогорск, 2003. – 24 с.

14. ОсницкийА.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. – Москва-Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1996. – 126 с.

15. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Дону: «Феникс», 1998. – 544 с.

16. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Под ред. Д.Я.Райгородского - Самара: Издательство Дом «БАХРАХ», 1998. – 640 с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.

18. Теплов Б. М. Избранные труды. – В 2 т. - М., 1985.

19. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 160 с.

20. Филатова Е.С. Соционика для Вас.- Новосибирск: Издательство «Сибирский хронограф», 1994. – 283с.

21. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990. – 272 с.

Тема 1.3. Психология познавательных процессов

Психология познавательных процессов: Лекция. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Система познавательных процессов. Краткая характеристика познавательных процессов: ощущения и восприятие, типология людей зависимости от ведущего канала восприятия; понятие и виды памяти; мышление; воображение и его виды; внимание; речь.

Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста: Семинар. Ощущения и восприятие. Иллюзии восприятия. Использование закономерностей сенсорных и перцептивных процессов в юридической практике. Память и показания субъектов правовой деятельности (свидетелей, истцов, потерпевших, обвиняемых, ответчиков). Приемы мнемотехники. Мышление и воображение. Операции мышления. Виды воображения. Внимание. Методы изучения познавательной подструктуры профессиональной деятельности юриста. Решение задач.

Темы для самостоятельного изучения:

· Использование мнемотехники в юридической практике: Реферат.

· Теории памяти: Реферат.

· Иллюзии восприятия: Подборка иллюстративного материала с комментариями.

· Методы изучения познавательной подструктуры профессиональной деятельности юриста: Подборка диагностических методик и/или анализ самообследования по ним.

Литература:

1. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

3. Выготский Л.С.. Психология развития человека. – М.: Смысл: ЭКСМО. 2004. – 135 с.

4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся ст. классов. – М., 1990. – 240с.

5. Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте. – М.: Мир, 1993. – 240 с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

7. Логика: Учебное пособие / Сост. В.В.Чернякова. – Москва, 1998. – 104с.

8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учеб. пособ. / А.Р.Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 319 с.

9. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М., 1975.

10. Мусийчук М.В. Тесты, игры, упражнения от госпожи инерции мышления. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 71с.

11. Начало пути к себе. Развитие памяти: Метод рек. / Сост. С.Ю.Коваль. – Днепродзержинск: «Контракт», 1990. – 45 с.

12. Развитие креативности личности: Метод рек. /Сост. М.В.Мусийчук. – Магнитогорск, 1994. – 47с.

13. Рубинштейн С.Л. Ощущение и восприятие. – СПб., 2002.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.

15. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ): Метод. рек. /Сост. М.В.Мусийчук. – Магнитогорск, 1991. – 40с.

Тема 1.4. Регуляция поведения и деятельности

Общая характеристика регуляции поведения и деятельности: Лекция. Человек как субъект деятельности. Понятие поведения и деятельности, структура деятельности. Направленность личности: ценностные ориентации, потребности и мотивы, установки, каузальная атрибуция, локус контроля и др. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: понятие, механизмы регуляции, основные подходы к изучению, функции, детерминация, уровни развития. Методы изучения эмоций, полиграф, ЭЭГ и др. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция. Проявление волевых качеств личности на разных этапах волевого действия. Корреляция воли и нравственности. Исследование воли как психического процесса. Развитие волевых качеств личности.

Конфликтные эмоциональные состояния личности их регуляция: Лекция. Классификация эмоций. Чувства. Характеристика конфликтных эмоциональных состояний: состояния тревожности, психической напряженности, фрустрация, аффект, страдания и т.д. Стресс, австресс, дистресс. Эмоциональные состояния, ограничивающие сознательную контролируемость поведения. Квалификация аффекта. Понятие, виды, фазы сильного душевного волнения. Приемы преодоления аффекта.

Методы изучения и регуляции эмоциональных состояний человека: Практикум. Диагностика эмоциональных состояний личности (тревожность, фрустрация, агрессивность, регидность). Тренинг саморегуляции эмоционального состояния. Экспресс-диагностика эмоциональных состояний личности.

Темы для самостоятельного изучения:

· Теории эмоций (биологическая концепция Ч.Дарвина, периферическая теория Джеймса-Ланге, теория Кеннона-Барда, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера и др.): Реферат.

· Информационная теория эмоций П.Симонова: Реферат.

· Современные методы изучения эмоций (полиграф, ЭЭГ и др.): Реферат.

· Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция: Реферат.

· Современные психотехники саморегуляции эмоционального состояния: Реферат.

· Пути формирования волевых качеств личности: Реферат.

Литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

2. Воспитание волевых качеств личности: Методические рекомендации / Сост. М.В.Бишляга. – Магнитогорск, 2004. – 20 с.

3. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. – Собр. соч. в 6 т. – М., 1982. – Т.3.

4. Выготский Л.С.. Психология развития человека. – М.: Смысл: ЭКСМО. 2004. – 135 с.

5. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. – Собр. соч. в 6 т. – М., 1982. – Т.2.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

7. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

8. Изучение личности и ее положения в группе: Методические указания к лабораторным занятиям по психологии для студентов дневной и заочной формы обучения / Сост. А.Е.Вохмянина, Т.Н. Джумагулова. – Магнитогорск, 1993. – 39 с.

9. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 384 с.

10. Подольный Н.А. Понятие «аффект» в уголовном праве // Государство и право. – 2003. - №4. – С.62-67.

11. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова и др.. – СПб.: Питер, 2000. - 506с.

12. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

13. Шоткина С.А. К вопросу о мотивации корыстной женской преступности // Государство и право. – 2004. - №9. – С. 106-108.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.

Тема 1.5. Психология правовой социализации личности

Психология правовой социализации личности: Лекция. Понятие и уровни правовой социализации личности. Адаптация или дезадаптация как предпосылки законопослушного (правомерного) или противоправного поведения. Психология нормативного поведения. Девиантное и деликвентное развитие личности. Формы девиантного поведения. Динамика правовой социализации. Стадии и этапы социализации личности. Критические и литические периоды в развитии личности, их взаимосвязь с правовой социализаций. Краткая характеристика возрастных особенностей развития личности. Возрастные кризисы взрослых. Детерминация правовой социализации личности: движущие силы развития личности; факторы, механизмы, условия эффективной правовой социализации. Психологические особенности несовершеннолетних.

Психология правовой социализации личности: Практикум. Изучение особенностей социально-психологической адаптации личности: диагностика, обработка, построение личностного профиля, интегративная интерпретация. Психологический возраст личности. Решение ситуативных задач и упражнений.

Темы для самостоятельного изучения:

· Психологические аспекты преступности несовершеннолетних: Реферат.

· Возрастные кризисы взрослых: Реферат

· Проблема психологической и юридической защищенности детства: Реферат

Вопросы и задания для самоконтроля:

1) Назовите психологические факторы, которые необходимо учитывать при работе с несовершеннолетними.

2) Какие объективные факторы приводят к формированию девиантного поведения?

3) Назовите субъективные факторы, предполагающие возможность формирования девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте.

Литература:

1. Аминов И.И., Мельник В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 458 с.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2-х т. Пер. с франц. – М., «Мир». 1999.

4. Гомезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – Учеб. пос. – М.: Пед. общ-во России, 2004. – 512 с.

5. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

6. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

7. ОсницкийА.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. – Москва-Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1996. – 126 с.

8. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособ. – СПб: Питер, 2004.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004.

10. Свеницкий А.Л.Социальная психология, - М.: Проспект, 2004.

11. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПБ.: Питер. 2004.

12. Социальная педагогика: Метод рек. для студентов и преподавателей / Сост. Л.И. Савва. – Магнитогорск: МГПИ, 1998. – 20 с.

13. Юридическая психология: Практикум / Сост. Е.В.Ильюк. – Екатеринбург: УрАГС, 2004. – 40 с.

Обобщающее занятие по 1 модулю

«Юридические аспекты общей психологии»

Юридические аспекты общей психологии: Практическое занятие. Актуализация теоретических знаний по модулю. Контрольная работа (тест) по модулю. Профессиональный портрет будущего юриста: письменное обобщение эмпирического материала модуля. Упражнения, решение ситуативных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: