Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.
Спрос - это платежеспособная потребность.
Величина спроса - количество товара, которое массовый покупатель желал бы купить при определенной цене данного товара. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают и наоборот, чем ниже его рыночная цена, тем больше его будет куплено при прочих равных условиях.
Кривая спроса показывает взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара и описывает рыночное поведение покупателей.
| Q (количество товара) |
| D |
| D |
| P (цена) |
Закон спроса показывает обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Почти все товары подвержены действию этого закона. Спрос может меняться и под воздействием неценовых факторов, таких как:
1 доходы покупателей;
2 ожидания изменения цен на товары;
3 ожидания изменения количества продаваемых товаров;
4 вкусы и предпочтения потребителей;
5 цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые)
Различают изменение величины спроса - движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и изменение самого спроса - сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов.
Если кривая сдвигается вправо вверх - увеличение спроса.
Если влево вниз - уменьшение спроса.
Исключения из закона спроса:
1. Парадокс Гиффена: касается товаров низшего качества. При повышении цен на низшие товары величина спроса на них не снижается (хлеб, молоко, картофель).
2. Эффект Сноба или эффект Веблена: при снижении цены на высшие товары снижается и величина спроса на них. Это относится к тем товарам, посредством которых люди стремятся подчеркнуть свой высокий социальный статус.
3. Эффект инфляционных ожиданий. Когда потребители настроены на постоянное повышение цен, при росте цен объем спроса может увеличиваться.






