Проблема выживания в рыночной среде и повышения устойчивости подталкивает организации к объединению:
- в сфере материально-технического обеспечения (МТО). В сфере МТО - риск срыва поставок, повышения цен, нарушения качества и т.д.
- в сфере производства. Объединение для использования наилучшего использования производственного потенциала.
- в сфере финансов и инвестиций. Для увеличения капитала, лучшего использования, аккумуляции средств для крупных проектов.
- в сфере маркетинга и сбыта. Для снижения затрат, создания разветвлённых сбытовых сетей и т.д.
Следует отличать эти объединения от изображенных на рисунке 1. (рисунок в тетради)
Объединение возможно путем кооперации или концентрации.
Кооперация – договорное сотрудничество коммерческих организаций без потери хозяйственной и юридической самостоятельности для достижения общей цели.
Концентрация – частичная или полная потеря коммерческой организации, самостоятельности в пользу дрогой организации или центрального органа управления, появление формального подчинения.
|
|
С позиции типа и объема сотрудничества различают три типа интеграции
1. Горизонтальная. Объединения внутри одной отрасли для снижения конкурентности рынка и усиления рыночной власти по отношения к другим организациям отрасли. В конечном счете ведет к монополии.
2. Вертикальная. Объединение организация образующих последовательную цепочку в производстве и реализаций конечной продукции. Внутри объединения создаются промежуточные продукции и действует плановый механизм.
3. Диверсификации (анорганическая). Объединение организации различных отраслей и стадий производства. Для снижения рисков путем следования принципу “не класть все яйца в одну корзина”
Степень потеря самостоятельности может быть разной, крайний случай полная потеря в результате слияний (поглощение, присоединение). В основе объединения лежит договор или обмен капиталами, взаимным участием. Возникают добровольно или вынужденно. Особая забота – защита от нежелательных поглощений.
Доп.чтение – картель, консорциум, концерн.
Лекция 03.10.2012