Метод экономической теории

Метод (греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность способов теоретического и практического освоения реальности, правила и приемы изучения ее явлений и закономерностей. Владение методами научного исследования имеет познавательное и практическое значение, так как позволяет разделить существенное и второстепенное в изучаемом объекте, определить путь от известного к неизвестному, от исходных посылок к универсальному знанию.

Метод любой науки, в том числе и экономической, представляет собой единство объективного и субъективного: с одной стороны, он определяется независящими от исследователя свойствами и закономерностями развития изучаемого объекта, с другой – накопленным опытом, взглядами и ценностными установками самого исследователя. С развитием науки изменяются и совершенствуются ее методы. Система принципов и способов организации и построения научных знаний получила название методологии научного исследования (под методологией также понимается учение о методах исследования).

Методы научного исследования делятся на общие методы, то есть применимые к всем наукам, и специфические методы, используемые в отдельной отрасли научного познания, в частности, в экономике.

К общим методам относятся:

· Анализ – процедура мысленного разделения предмета, экономического явления или процесса на части, признаки, свойства, отношения.

· Синтез – соединение различных элементов и сторон предмета, явления или процесса в единое целое.

· Индукция — переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Этот метод позволяет сделать вероятностные выводы.

· Дедукция — переход от общих положений и к выводам в отношении единичных. Данные выводы рассматриваются как достоверные. К дедуктивному методу относится предсказание будущих событий, сопоставление выдвинутых гипотез с фактами.

· Научная абстракция – это метод изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся. С методом научной абстракции связано использование принципа «при прочих равных условиях», когда несущественные факторы принимаются в исследовании как неизменные, что упрощает решение проблемы.

· Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

К специфическим экономическим методам экономики можно отнести:

· Экономическое наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научной деятельности

· Экономический эксперимент — искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

· Экономико-математическое моделирование – построение условной схемы экономического явления или процесса и получения на основе ее анализа достоверных данных о самом явлении. Такие модели исследуются методами функционального анализа, выявления характера зависимости одних переменных от других, например, объема покупок от цены и доходов покупателей. Экономическая модель служит для объяснения, как работает экономика или ее отдельный сектор, для выработки экономических принципов и экономических прогнозов.

5. Основные проблемы экономического развития. Потребности. Блага. Ресурсы производства. Цена ресурсов.

Экономические потребности и блага. Потребности - это выражение надобности в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности.
Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т.д. Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Можно выделять потребности:
- первичные (потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, - питание, одежда, жилье) и вторичные (потребности выбора - автомобили, развлечения, путешествия);
- материальные (в пище) и духовные (в чтении книг);
- личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды).
Широко известна классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой - физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека.

Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей - это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей).
По мере развития общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуальных потребностей. Возрастание потребностей создает постоянный стимул к производительному труду.

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.
Благо - это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальныйобъект) или выступать в виде услуги.
Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают.
Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные - даровые блага природы и ограниченные (экономические), большая часть которых создается в процессе производства.
Ограниченность экономических благ означает:
- их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;
- объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства;
- блага приходится тем или иным образом распределять.
Экономические блага подразделяются на две большие группы:
- потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);
- средства производства - блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые).
Далее, все блага можно подразделить на долговременные, предполагающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения.
Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга.
В связи с этим различают:
- взаимозаменяемые блага (блага-субституты) - блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть - газ, маргарин - масло)
- взаимодополняющие (комплиментарные) блага - блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (автомобиль и бензин).
Большинство экономических благ создается в процессе производства.
Производство - это процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов.
Все производство принято делить на две сферы:
- сферу материального производства, включающую производство благ в материально-вещественной форме (уголь, обувь, станки, ткани) и оказание услуг материального характера (транспорт, почта, химчистка, прачечная);
- непроизводственную сферу, включающую духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины), и оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, культура).
Конечной целью производства являются потребности людей. Процесс удовлетворения потребностей - это потребление.
Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называются факторами производства.
Основные факторы производства - это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность.
Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.
Земля - все природные ресурсы, которые используются в производстве (пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, вода).
Капитал - товары длительного пользования, используемые для производства других товаров (здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства).
Предпринимательская деятельность - целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли.
Функции предпринимателя в производстве:
- соединение факторов производства в одном производственном процессе;
- нахождение наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов;
- принятие на себя риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и пр.)
Все факторы производства можно рассматривать как:
- вещественные, или имущественные (земля и капитал);
- личные (труд и предпринимательская деятельность).
Личные факторы производства воплощают в себе как врожденные способности людей, так и приобретенные ими в процессе обучения и практической деятельности знания, умения, навыки. Эти интеллектуальные способности и практические навыки людей, увеличивающие их производственные возможности, образуют человеческий капитал.
Деньги не являются фактором производства. Из денег нельзя ничего сделать, но они являются необходимым условием приобретения факторов производства. Денежные средства используются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.
Основная проблема экономики - безграничность человеческих потребностей с одной стороны и ограниченность ресурсов - с другой.
В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве. Ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и постоянным ростом потребностей, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих новых ресурсов.
Следствием ограниченности ресурсов становится:
- необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов;
- появление конкуренции, соперничества, состязательности за доступ к более эффективным ресурсам;
- необходимость эффективного и по возможности полного использования ресурсов общества;
- возможность возникновения уравнительного распределения ресурсов (рационирование).
Технологический выбор в экономике. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства.
Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

6. Граница производственных возможностей и экономическое развитие общества.

Ресурсы общественного развития в каждый конкретный период ограничены по отношению к потребностям. Их ограниченность может быть абсолютной для удовлетворения всех потребностей либо относительной для решения отдельной задачи. Так, ограничителем труда как ресурса является общая численность населения каждой страны и доля в его составе трудоспособных лиц. Средства производства можно увеличивать до оптимальных размеров либо за определенный срок, так как для изготовления машин, станков, оборудования требуется некоторое время. Неосвоенных земель и полезных ископаемых к настоящему времени почти не осталось. Крупномасштабное использование нефти и газа привело к их сильному истощению во многих регионах планеты.
В каждый конкретный период имеющиеся ресурсы ограничены, и это выдвигает проблему выбора для всех стран.
Ограниченность ресурсов и производственных возможностей общества вынуждают делать выбор, как в области ресурсов, так и в сфере создания благ и услуг в экономике. В любой момент при условии ограниченности ресурсов экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг, так как производственные возможности общества ограничены.
Повседневный выбор приходится делать также каждому отдельному человеку (например, при наличии определенной суммы денег пойти в кафе, или ресторан), и предприятию (при выпуске дополнительной продукции купить новое оборудование или нанять дополнительное количество работников), и государству (увеличить армию или построить кинотеатр).
Важной проблемой выбора в рыночной экономике являются постановка и решение следующих экономических вопросов: «что производить?», «как производить?», «для кого производить?». Прежде всего необходимо определить, какие из возможных товаров и услуг должны производиться в приоритетном порядке. Общество в целом не может получить все и немедленно; оно должно определиться, что хотело бы иметь в первую очередь, получения чего можно подождать, а от чего следует вообще отказаться.
Для ответа на второй вопрос необходимо определить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги. Чтобы ответить на третий вопрос, необходимо знать, кто будет получать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.
Поскольку потребности безграничны, а ресурсы ограниченны, экономика не в состоянии удовлетворить все потребности. Всякий раз приходится решать, какие блага и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.

7. Происхождение и сущность денег. Формы стоимости (К.Маркс).

Вопрос о сущности денег представлял непреодолимые трудности для буржуазной экономической мысли. Впервые этот вопрос был научно разрешен К. Марксом. «Главная трудность в анализеденег преодолена, как только понято происхождение их из самого товара» 1.

Маркс исследует товар как экономическую клеточку буржуазного общества, заключающую в себе в зародыше противоречия капиталистического способа производства. Суть противоречия товара состоит в том, что труд отдельного товаропроизводителя, будучи по существу общественным, непосредственно выступает в частной форме и приобретает двоякий характер: с одной стороны, конкретный, создающий потребительную стоимость, с другой — абстрактный, образующий стоимость товара. Скрытый общественный характер труда частного производителя обнаруживается посредством обмена товаров.

Сопоставляя в процессе обмена изготовленные ими продукты, товаропроизводители тем самым приравнивают различные виды труда (например, ткачество, портняжество и т. п.), затраченного на производство этих продуктов, как однородный, отвлеченный от своих конкретных особенностей, абстрактный труд, в котором и обнаруживается его общественный характер. Поэтому и продукт труда — товар — обладает двояким характером, являясь единством противоположностей — потребительной стоимости и стоимости.

Стоимость — порождение товарного хозяйства. Стоимость — это затраченный на производство товара абстрактный простой труд в общественно необходимом количестве. Форма стоимости, или меновая стоимость, — это выражение в процессе обмена стоимости товара в потребительной стоимости другого товара.

Изложение форм стоимости у Маркса носит абстрактный характер, но фактически Маркс дает теоретическое отображение

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 13, стр. 49. В дальнейшем Цитаты приводятся по этому изданию.

исторического процесса развития обмена, исторический путь возникновения денежной формы стоимости или денег.

Маркс различает четыре формы стоимости: простую, развернутую, всеобщую и денежную. Простая, или случайная, форма стоимости означает обмен одного товара на другой, развернутая, или полная, — обмен одного товара на многие другие товары, всеобщая— обмен всех товаров на один и денежная — обмен всех товаров на золото.

8. Функции и виды денег

Де́ньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: