Ввод/вывод на консоль в стиле С
Чтение и запись символов
Самыми простыми из консольных функций ввода/вывода являются getchar(), которая читает символ с клавиатуры, и putchar(), которая отображает символ на экране. Первая из этих функций ожидает, пока не будет нажата клавиша, а затем возвращает значение этой клавиши. Кроме того, при нажатии клавиши на клавиатуре на экране дисплея автоматически отображается соответствующий символ. Вторая же функция, putchar(), отображает символ на экране в текущей позиции курсора. Вот прототипы функций getchar() и putchar():
int getchar(void);
int putchar(int c);
Как видно из прототипа, считается, что функция getchar() возвращает целый результат. Однако возвращаемое значение можно присвоить переменной типа char, что обычно и делается, так как символ содержится в младшем байте. (Старший байт при этом обычно обнулен.) В случае ошибки getchar() возвращает EOF. (Макрос EOF определяется в <stdio.h> и часто равен -1.)
Что же касается putchar(), то несмотря на то, что эта функция объявлена как принимающая целый параметр, она обычно вызывается с символьным аргументом. На самом деле из ее аргумента на экран выводится только младший байт. Функция putchar() возвращает записанный символ или, в случае ошибки, EOF.
|
|
В следующей программе продемонстрировано применение getchar() и putchar(). В этой программе с клавиатуры вводятся символы, а затем они отображаются на другом регистре. То есть символы, вводимые на верхнем регистре, выводятся на нижнем, а вводимые на нижнем — выводятся на верхнем. Чтобы остановить программу, введите точку.
#include <stdio.h>
#include <ctype.h>
int main(void)
{
char ch;
printf("Введите какой-нибудь текст
(для завершения работы введите точку).\n");
do {
ch = getchar();
if(islower(ch)) ch = toupper(ch);
else ch = tolower(ch);
putchar(ch);
} while (ch!= '.');
return 0;
}
(Эта программа не работает, правда, с кириллическими символами.)
Трудности использования getchar()
Использование getchar() может быть связано с определенными трудностями. Во многих библиотеках компиляторов эта функция реализуется таким образом, что она заполняет буфер ввода до тех пор, пока не будет нажата клавиша <ENTER>. Это называется построчно буферизованным вводом. Чтобы функция getchar() возвратила какой-либо символ, необходимо нажать клавишу <ENTER>. Кроме того, эта функция при каждом ее вызове вводит только по одному символу. Поэтому сохранение в буфере целой строки может привести к тому, что в очереди на ввод останутся ждать один или несколько символов, а в интерактивной среде это раздражает достаточно сильно. Хотя getchar() и можно использовать в качестве интерактивной функции, но это делается редко. Так что если предшествующая программа ведет себя не так, как ожидалось, то вы теперь знаете, в чем тут дело.