Заключение. Все те предположения о происхождении/назначении этого мира, что я приводил, сводятся к идее, что он нужен для чего-то

Все те предположения о происхождении/назначении этого мира, что я приводил, сводятся к идее, что он нужен для чего-то, его функция имеет смысл только в более широком контексте. Самая простая идея - наш мир своего рода "темный брат близнец" какого-то более желанного, того, ради которого вообще есть "что-то, а не ничего", в двух словах, дуализм нирвана - сансара. Уравнение, в котором одно их неизвестных - наше земное счастье - просто не имеет «действительных решений», однако есть «комплексные» решения, но наше счастье тогда уже частично, большей частью, не здесь.

Вот цитата из одной книги, дающей беглый очерк по религиям мира, касаемо сути просветления: «по прошествии сорока девяти дней на него (будду) снизошло озарение. В этот момент, один из самых великих в мировой истории, он понял, что все сущее скоротечно и пребывает в состоянии непрестанных изменений. Он понял: мы страдаем, потому что хотим, чтобы мир был другим. И вдруг он заметил, что во время этих озарений улетучились и его страдания.»

Это по-настоящему блестящие слова, если их правильно понять. Мы живем в несовершенном мире, где нам уготовано бесчисленное количество бед и страдать мы будем в любом случае, по обстоятельствам, но вот только мы можем изменить свое отношение к происходящему – а именно понять тот факт, что это именно то, что с нами тут и должно происходить. Если это происходит, если мир таков, мы должны это принимать, если не можем изменить. Страдания, по сути, предназначение этого мира, коль скоро их так много в нем и на это есть веская причина (о которой уже можно только догадываться). Мы конечно будем пытаться, потому что не знаем наверняка ничего, но если я потерплю фиаско, то должен буду отнестись к этому как к должному. Страдания – сущность мира, это его основа, это его «гравитация», мы не оказываемся в аду только потому, что постоянно этому сопротивляемся, как делаем это при ходьбе, чтобы не упасть. Но мы не должны отвергать этот ад. Он – не зло, а необходимость. Вот что значит «не хотеть, чтобы мир был другим». То есть, не думать, когда мы попадаем к капкан, что это «неправильно» и мы не заслуженно страдаем, а осознавать, что сам этот мир, возможно, только для этого и существует, чтобы мы мучились. И надо это, естественно, нам самим, так как только в рамках открытого индивидуализма это имеет такой смысл, что нирвана и сансара принадлежат одному нелокальному субъекту, пребывающим во всех живым существах всех миров.

Я думал над тем, как же прожить полную смысла жизнь, когда, согласно моей философии, смерть – это конец для нашей личности, а сама жизнь тут – просто «пребывание», без какого-либо реального духовного прогресса и цели. А тот ультимативный смысл, который я искал, как раз таки должен быть духовным по определению, как же выйти из такого противоречия? Я пришел к выводу, что у нас есть предназначение и мы его выполняем, просто живя, просто дыша, страдая и умирая, просто делая все то, что мы и так делаем. Я могу поэтому, в контексте открытого индивидуализма, сказать, как говорил Иисус про себя, «я пришел, чтобы взять на себя все грехи мира». Он принес себя в жертву, пострадал за людей. Мы же приносим себя в жертву за себя самих. И грех в моем определении – это изнанка бытия, мы по сути как торчащие нитки на этой «изнанке», это несовершенное, болезненное, уродливое состояние бытия. Значит, каждый из нас так же велик и важен, как и сам Иисус, быть может, он и хотел сказать что-то подобное, но не смог выразить это словами или его не поняли. Значит наше величие прямо пропорционально величине тех страданий, что выпадает на нашу долю. Но это только на первый взгляд так, так как все люди – один субъект, никто не может сравнивать себя с кем-то, потому что никого, кроме него нет.

Даже суицид - это не бегство от «работы», ведь до него надо еще дойти и пройти через него, суть в том, что просто пребывая в мире, мы выполняем свое предназначение, чтобы мы ни делали, и каждый из нас - Христос, несущий на своих плечах всю тяжесть бытия...

Чтобы «правильно» прожить жизнь, полагаю, надо понимать, в чем ее суть. Мы вынуждены страдать постольку поскольку, сами страдания – не цель мира, конечно, а следствие. Так или иначе, мы выполняем свое «предназначение», проходя через боль. Но боль не равно предназначение, этот мир – не кара, не наказание. Жизнь есть предназначение, но так уж вышло, что она – боль. Разница существенная. Жизнь ни что иное, как игра, это канат, натянутый над озером с крокодилами. Наша миссия тут («пребывание» в мире) оформлено в игровой форме, мы можем избежать страданий и делаем это. Но как делать это максимально эффективно? Для этого есть рецепт, главный компонент которого, на мой взгляд, бесстрашие, потому что отсутствие и активное сопротивление страху тянет за собой массу преимуществ. Как известно, с помощью эффекта плацебо лучше всего получается справляться с болью. Подавление страха стоит так же в первых рядах, среди наиболее эффективных мишеней эффекта плацебо (реальных эксперимент, в котором пустышка была преподнесена испытуемым как «таблетка от страха» и реально избавила их от фобий).

Страх сродни боли, так как это негативное физиологическое и когнитивное переживание, а убрать легче, чем создать, чувство любви, к примеру. Известно, что вера в эффект плацебо также оказывает воздействие, другими словами, знание о скрытых психических резервах помогает человеку «поверить в себя» и методом самовнушения устранить тот же страх. Проще говоря, страх – единственная проблема. Страх перед жизнью. Потому что страх перед смертью, как я стараюсь показать в своем произведении, не обоснован на все 100%.

Страх – единственная проблема, потому что, лишаясь его, человек воспринимает жизнь как игру в буквальном смысле. Никто не боится играть и проигрывать. Никто еще не прошел по канату над пропастью с дрожащими коленями. Бесстрашие – ключ к жизни. Проигрыш в этой игре сулит жестоким наказанием, но если нет страха, то это больше не аргумент, не переменная, все упрощается. Мы просто делаем свое дело. Правда во имя чего, если ради победы (счастья), тут возникает диссонанс, стремление к счастью способствует возникновению страха его не достичь. Но это не обязательно должно быть так. Мы можем стремиться к нему без страха.

Относительно недавно я думал над тем, как же «выстраивать отношения с богом». Конечно, надо сразу учитывать то обстоятельство, что между богом и мной я поставил знак равенства, однако взаимодействие с ним может иметь место, как и взаимодействие между людьми, невзирая на «самотождественность единственного субъекта всех личностей». В моем случае «Его Воля» будет целиком совпадать с моей, так как в моей парадигме нет понятия морали и греха. Поэтому смысл веры в бога, полагал я, – «отдаться потоку Целого», это ближе во всех аспектах к даосизму уже. Это «Целое» я представлял, как что-то сродни «коллективному бессознательному». Себя тогда надо вообразить в виде «пустой трубочки», проходя через которую, воздух – «поток Целого» - превращается в музыку. Правильнее, конечно, отождествляться не с самой флейтой, а с «целым», флейта тогда – это «эго», личность, тело, мозг. В самом деле, если посмотреть на фотографию радужки крупным планом, мы не увидим в увеличенном зрачке признаков субъекта – смотрящего на нас оттуда живого существа, мы увидим всего лишь зияющую пустоту. Наша суть – это безграничная «пустота», не запертая внутри тела, а лишь проходящая сквозь него. Все это полезные метафоры, но я искал прежде всего «защиты», хотел чтобы моя жизнь получила что-то сродни уже христианской благодати: согласно поверию, человек, связавший себя с богом душей как бы обретает «защитное поле» от неприятностей. Но теперь я понимаю как это наивно и пошло. Мы все тут беззащитные. В этом суть мира – в полной и тотальной незащищенности. И все эти витееватые метафоры и образы были лишь прикрытием трусости. Но она-то и составляет главную проблему, как я полагаю.

Второй компонент рецепта – вера в себя, оптимизм. Если говорить об игровой динамике, это важный момент. Вера всегда заполняет некий пробел, если я убежден, что у задачи есть решение и настроен оптимистически, я смогу ее решить с большей вероятностью, чем будучи убежденным в ее чрезвычайной сложности. Если есть разрыв между моими реальными силами и силами противника в игре, оптимизм опять придет на помощь, а вера заполнит этот пробел. Можно подумать о том, что у него есть слабые места или он где-то ошибется и т.д. Та же схема может закрыть пробел в личной жизни, если я поверю, что где-то есть тот, кто меня любит, меня не так расстроит предательство и измена. Вера – всегда некий мостик между удручающей реальностью и ее лучшей версией. Видя этот мостик и «идя по нему», мы в буквальном смысле воссоздаем в мозге образ, к которому стремимся. Если это образ здоровья, то человек выздоравливает. Если образ любимого – человек находит свою «половинку». Вера – это положительные ожидания. Быть может, разум воспротивится, но его протесты можно будет усмирить следующим образом – давайте разобьем на две части жизнь оптимиста дл и после некой катастрофы, когда его надежды не оправдались. Если ему суждено было потерпеть фиаско, по крайней мере, он был счастлив до своего поражения. А в случае с пессимистом, он был несчастен все время. Но это еще не все, как я говорил, сам оптимизм увеличивает вероятность благополучного исхода. Так что, его, даже скромная доля, в купе с бесстрашием могут творить чудеса. На ум приходят блаженные и просто глубоко верующие – даже если их вера в загробную жизнь иллюзия, сама их полная предвосхищения жизнь имеет больше смысла, чем угрюмая безысходность ярого атеиста, хоть он и прав в своих суждениях.

Получается, в некоторых ситуациях отсутствие критики и безоговорочная вера дает большие преимущества, потмоу что такая вера в буквальном смысле – самогипноз, который к картине желаемого прикрепляет ярлык «действительного» и наш организм так устроен, что возникает прямая психофизическая цепь событий, как то «исцеление». Это происходит лишь постольку, что эволюция дала нам такое «второе дно» наших защитных сил. Никакая вера не заставит человека летать, примеры тому – душевнобольные, среди которые не один не полетел вверх с крыши пока что.

Так вот, как же это «второе дно» мы получили в «подарок»? Эволюция не делает ничего зря, но иногда некоторые избытки появляются как следствие других, важных функций организма. К примеру, у нас нет генетической программы, позволяющей нам умножать друг с другом в уме восьмизначные числа. Так же не было «предусмотрено» владение боевыми искусствами, что само по себе грандиозное чудо совершенного контроля своим телом.

Это – следствия устройства нашего мозга. Оно позволяет «закачивать» в него такое разное «программное обеспечение» как кунг-фу. Точно так же, наш иммунитет в среднем более чем достаточен для выживания вида и это отлично видно судя по распространенности людей. Тот факт, что он не может побороть сифилис и ВИЧ эволюция «не видит», это было бы не необходимым «бонусом». Однако, сама структура иммунитета и его связь с лимбической системой мозга (эмоции) позволяет его «разогнать», что и происходит в случае безоговорочной искренней веры (эффект плацебо). Этого могло бы и не быть, но оно просто есть. Если мы не можем стать на колени перед иконой и расплакаться, сокрушаясь в своих грехах, потому что не верим не в грехи ни в Иисуса, мы не получим «чудесного исцеления», для нас эта дорога закрыта. За все надо платить, разум с его критикой лишает иных преимущество человека. Однако не стоит забывать, что этот же разум подарил нам медицину, которая в масштабах населения в тысячи раз эффективнее самой искренней молитвы, которая хоть и может иногда излечить от рака, но вот он множественных переломов со смещениями не спасет. Как и от потери крови, как и от множества острых инфекционных осложнений. Все же у нас, критически настроенных людей, есть кое-что – это «вера в веру», вера в свои скрытые способности, в том числе и к исцелению, кто знает, может быть не нужен сильный эмоциональный вихрь и глубокий самогипноз для достижения тех или иных результатов. Быть может, что-то вроде «рациональной веры» тоже может помочь. По крайней мере, по части избавления себя от страхов, это работает безоговорочно. А это, как я выразился, самое важное для эффективной «игры в жизнь».

Многие согласятся, что если ради чего-то и стоит жить, так это ради любви. Как был бы прекраснее мир, если бы любовь была только между двумя, как разность потенциалов между "+" и "-", а то получается, что по сути каждый "любит свою любовь"…но вот так «работает» мир. Вывод такой - с этим миром что-то глубоко не так. Ваша любовь - часть этого мира, этого «не так», значит, сожалеть о ней не стоит, все это, вокруг нас, какая-то «пробная версия», глупость, шутка, словно мир делал не бог, а его самый плохой ученик. А, может, это поделка в школе для умственно отсталых богов? В любом случае, этот мир больше смеха, чем слез достоин. Он такой уродливый. Проблема и боль от того, что мир не оправдывает наши ожидания, но он не должен, все равно, что ожидать от дурака умных действий. Мир сломан, любовь сломана. А если нам кажется, что нет, то нам кажется. «Нормальная любовь» это нонсенс, она похожа на то, как дергаются лапки у мертвой лягушки при подаче тока. Она не живая, это имитация. Все тут - пластмассовое, живые только наши эмоции. Но они всего лишь краски, которыми рисует наш мозг, этот буйно помешанных не подконтрольный «художник». Повторю еще раз слова, которые отражают самым простым образом учение Будды – «он понял, что мы страдаем, потому что хотим, чтобы мир стал другим…» Надо понять, что другим мир не станет и принять его абсурдность. Тогда не будет разности потенциалов между нашими надеждами и реальностью. Мы же не ждем от фильма ужасов, что он станет комедией. Если ждем, то зря страдаем и это глупо. Так что давайте наслаждаться той игрой, что выпадает на наши головы. Остановить ее не так просто, у кого-то получается выйти из игры «раньше времени», а у большинства нет, но зато ныть всю жизнь - это то, что происходит чаще всего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: