В) Эффект замещения и эффект дохода

Обычно потребитель делает выбор между различными наборами товаров, руководствуясь своими предпочтениями. Более предпочтительными являются, наборы с более высоким содержанием полезности, а имеющие одинаковый уровень полезности - равноценны.

Предположим, что потребитель выбрал наилучший с его точки зрения набор товаров. Но ведь цены не остаются неизменными. Если цена на один товар, входящий в набор, снизилась, а на остальные осталась неизменной, то разумно предположить, что потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары относительно подешевевшими. Иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет рост спроса на него со стороны индивидуального потребителя. Это называется эффектом замещения, та часть прироста спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.

Однако изменение спроса может быть связано и с воздействием изменения цены на величину реального дохода (т.е. количества товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальный доход при данном уровне цен). Происходит это опять-таки в случае снижения цены на один из товаров, входящих в набор. В этом случае у потребителя, по-прежнему способного приобрести тот же набор, остается некоторая сумма денег. А это равносильно реальному увеличению его дохода. На что же истратит потребитель эту дополнительную сумму денег?

Экономическая теория доказала, что потребитель истратит дополнительную сумму денег на покупку большего количества так называемых нормальных товаров (т.е. таких товаров, спрос на которые растет при увеличении доходов). Это и есть эффект дохода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: