Теория внешних эффектов и общественных благ

Выяснение условий эффективности рынка основывалось на следующих предположениях:

1) рынки благ и факторов производства действуют в условиях совершенной конкуренции;

2) покупатели и продавцы ведут себя конкурентным образом;

3) покупателей и производителей интересует только собственное потребление или

производство без учета интересов других индивидов: удовлетворение потребителя

зависит только лишь от размеров потребления покупаемых им товаров и услуг и не

зависит от размеров потребления их другими. В теории производства и затрат

предполагалось, что объем выпуска зависит только от величины используемых

ресурсов, а частные и общественные затраты совпадают;

4) отсутствие стимулов к искажению информации;

5) в экономике производятся только частные экономические блага.

В действительности существуют факторы, препятствующие достижению Парето−эффективного состояния экономики. В этом случае говорят о "провалах" рынка, т.е. его неспособности обеспечивать эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют 4е типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1) рыночная (монопольная) власть;

2) внешние эффекты;

3) общественные блага;

4) асимметричная информация.

Каждый тип "фиаско" рынка предполагает определенную форму государственного вмешательства в экономику.




double arrow
Сейчас читают про: