Тайный сговор

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынка и других способах ограничении конкуренции, которые преследуются законом.

Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твёрдая договорённость, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну. Объём продаж определяется точкой В, где MR=MC. Проекции этой точки на кривую D, т.е. точку А (рис. 8), позволяет определить монопольную цену Р0 и экономическую прибыль (площадь Р0АСN).

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. (В «Золотом телёнке» И. Ильфа и Е. Петрова описана именно такая ситуация, когда «Сухаревская конвенция» жуликов была прервана действиями Паниковского, вторгшегося на монопольные участки других членов соглашения о разделе Союза). По мере развития производства и насыщения рынка всё сильнее сказываются различия в спросе и в издержках производства участников сговора. Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, вызывают зависть конкурентов, которым кажется, что их обошли нечестным путём. К объективной дифференциации производителей добавляется субъективный фактор – мошенничество, которое становится заразительным. В обход соглашения осуществляются тайные продажи на льготных условиях. Все эти явления особенно дают о себе знать в условиях спада производства, когда каждый хочет выжить за счёт других. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство.

Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договорённость (типа лидерства в ценах). Так, в 80-е годы, по оценкам экономистов, лидерство в ценах наблюдалось в таких отраслях экономики США, как выплавка стали, производство бензина, автомобилей минеральных удобрений и др. Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причём лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащённая фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен. Принимая решения, лидер стремится сделать его обще приемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: