Рынок и конкуренция
В результате разделения труда у людей возникла потребность обмена товарами, произведенными своим трудом.
Обмен – форма экономических связей между производителями.
Непрерывный процесс отмена продуктами труда является рынком в его простейшем определении. На уровне обывателя рынок – место, где встречаются продавцы и покупатели и совершают сделки (базар, ярмарки, кирмаши, аукцион, биржа). В этом смысле рынок можно рассматривать как форму товарно-экономических отношений
Рынок не является результатом чьей-либо мудрости, творения отдельной личности или государства. Он возникает объективно благодаря развитию разделения труда (ОРТ) и обмену продуктами труда. Рынок предполагает наличие двух субъектов.
продавцов участники рыночных сделок
покупателей
Субъектами рынка являются: домашнее хоз-во, предприятия (фирмы), гос-во, вступающие между собой в те или иные рыночные отношения.
Объекты рынка (рыночных отношений) – все то, по поводу чего возникает отношение купли-продажи. В качестве объектов рынка выступают прежде всего товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок, а так же факторы производства – заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресурсы.
|
|
Условия возникновения рынка:
· свобода предпринимательского и потребительского выбора (производители сами решают какие товары, когда и в каком количестве производить и по каким ценам продавать)
· отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции
· беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов
Никто и ничто не должны сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Перелив ресурсов свободной рыночной экономики происходит благодаря развитой системе горизонтальных связей (банки, биржа, оптовые предприятия), которая служит каналами перераспределения ресурсов.
· полная информированность его участников о состоянии рынка (свободный доступ к информации)
· личный интерес
виды рынков и их классификация:
По экономическому назначению рыночных объектов:
· товарный рынок
ü потребительский рынок
Ø рынок продовольственных и непродовольственных товаров
Ø рынок жилья
Ø рынок зданий непроизводственного назначения
ü рынок средств производства
Ø рынок производственных зданий
Ø рынок орудий труда
Ø рынок сырья
Ø рынок материалов
Ø рынок полезных ископаемых
· рынок информации
ü рынок инноваций
ü рынок информационного продукта (справка, реклама, размножение информации, консультирование, оповещение)
|
|
· финансовый рынок
ü рынок капитала (инвестиционный) (предполагает вложение капитала как в производственную так и непроизводственную сферу)
ü кредитный рынок (рынок заемного капитала)
ü рынок ценных бумаг (облигации) (на данном рынке продаются акции облигации, казначейские обязательства, сертификаты и векселя)
ü валютно-денежный рынок (осуществляет купле-продажу иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам)
· ранок труда – рынок купле-продажи рабочей силы, выступающий как товар
по территориальному признаку (в зависимости от зоны охвата рыночного пространства)
ü местный (локальный) рынок
ü национальный (внутренний)
ü мировой (внешний)
ü региональный (в зависимости от национального)
По механизму функционирования:
Ø свободные
Ø монополизированные
Ø регулируемые
по степени насыщенности:
· равновесный (объемы спроса и предложения совпадают)
· дефицитный (спрос превышает предложение)
· избыточный (предложение превышает спрос)
По организации рыночного обмена:
§ оптовые
§ розничные
§ экспортные
§ импортные (ввоз)
По форме собственности:
ü частный
ü кооперативный
ü государственный
По степени соблюдения законности:
1. легальный (официальный, законный)
2. нелегальный («серый», «черный» рынок) – подпольная торговля, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порно).
Теневой рынок – торговля любыми товарами, но с нарушением правил и норм торговли (при отсутствии лицензии, патентов, при неуплате или неполной уплате сборов налогов, пошлин.
Функции рынка:
Ø регулирующая (рынок воздействует на темпы, пропорции и обновления производства)
Ø стимулирующая (посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику, снижать издержки производства, повышать качество выполняемой продукцмм, расширять ассортимент товаров и услуг)
Ø ценообразующая
Ø распределительная (величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке)
Ø информационная
Ø посредническая (экономически обусловленные производители в условиях ОРТ должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда)
Ø санирующая (рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их сначала предупреждает состоянием цен и уровнем издержек, а затем разоряет посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субектов и активно поощряет развитие эффективных производств
Ø дифференцирующая (рынок усиливает значительные расслоения в обществе)
Ø гарантирующая общественную оценку результатов труда (если товар продан, значит произошло его общественное признание, если купле-продажа не состоялась – общество не нуждается в товаре
Ø воспитательная (рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия на рынке)