Выступает как внешняя побудительная сила, которая заставляет обособленных товаропроизводителей:
1. постоянно совершенствовать техническую оснащённость производства.
2. повышать эффективность труда.
3. снижать свои затраты на производство товаров, с целью увеличения прибыли.
1. нарушение принятых норм и правил;
2. ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение конкурента и потребителей;
3. имитация товаров и продукции конкурентов;
4. подделка качества, стандартов и условий поставки товаров;
5. тайный сговор на торгах и создание тайных союзов;
6. установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;
7. физическое устранение конкурента;
| Характерис-тика | Модель рынка | ||||
| Чистая (совершенная) конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
| Примеры | Сельское хозяйство | Рыночная торговля, производство одежды, обуви | Производство автомобилей, бытовых электроприборов и т.д. | Местные предприятия общественного пользования | |
Методы регулирования рынка:
1. Рыночное саморегулирование
2. Монопольное регулирование: прямое (через госзаказ), косвенное (через налоги, рекламу, единичные доходы населения)
3. Государственное регулирование – имеет цель поддержать конкурентоспособное состояние рынка и исправить отрицательные последствия рыночного механизма (через структуру производства, цены, налоги, рекламу, заработную плату, пенсии и т.д.)
4. Негосударственное регулирование на основе системы маркетинга.






